Каталог  /  Аудиотехника  /  Музыкальные инструменты  /  Гитары и оборудование  /  Гитарные комбоусилители
Популярные модели
Гитарные комбоусилители: характеристики, типы, виды

Назначение

Инструмент, для которого предназначен усилитель.

В целом смысл данного пункта достаточно очевиден, отметим лишь несколько нюансов. Так, навряд ли имеет смысл использовать с электрической гитарой «комбик» для акустической, и наоборот — это два принципиально разных инструмента с разными изначальными характеристиками звука. Помимо этого, комбоусилители для электрогитар довольно часто оснащаются набором дополнительных эффектов, включая distortion или overdrive (см. «Эффекты»), хотя встречается немало моделей и без таких функций. А вот устройствах для «акустики» эффекты хотя и тоже встречаются, однако они не столь «радикальны» и предназначаются в основном для лёгкой обработки звука, а не для его принципиального искажения. В басовых усилителях, в свою очередь, может предусматриваться возможность подключения активной электрогитары и работы через один «комбик» сразу двух инструментов.

Вид

Вид устройства определяется элементной базой — основным типом деталей, на котором построены контуры усилителя мощности. Соответственно, данный параметр актуален только для аппаратуры, имеющей такие усилители; для кабинетов (см. «Тип») он не указывается.

Наибольшей популярностью в наше время продолжают пользоваться традиционные виды усилителей — транзисторные и ламповые. Цифровые модели заметно менее популярны, а гибридные решения и вовсе встречаются редко. Вот подробное описание каждого из этих вариантов:

— Транзисторный. Усилители этого типа сравнительно просты и недороги, при этом способны обеспечить вполне приемлемое качество звука (хотя всё, разумеется, зависит от класса). Именно «транзитор» рекомендуется начинающим гитаристам в качестве первого «комбика», хотя среди подобных устройств встречаются и довольно продвинутые модели. Из однозначных достоинств транзисторных схем можно назвать долговечность компонентов и способность без проблем переносить частую переноску с места на место. Что касается звука, то в таких устройствах он получается более «сухим», «плоским» и «холодным», чем в ламповых моделях, что многие считают однозначным недостатком. В то же время в случае электрогитар даже этого вполне хватает для начального обучения, репетиций и не особо «навороченных» выступлений; кроме того, в некоторых транзисторных...усилителях для применяется специфическая обработка сигнала, придающая звуку сходство с ламповым. А комбоусилители для акустических гитар в подавляющем большинстве делаются именно транзисторными.

— Ламповый. Исторически первая разновидность усилителей, которая, тем не менее, до сих пор считается едва ли не эталоном, если речь идёт об электрогитаре (для акустических гитар ламповые схемы практически не применяются). Главное преимущество подобных устройств — пресловутый «тёплый ламповый звук», характерная мягкая, тёплая и в то же время насыщенная окраска звучания. При этом отметим, что уровень искажений у ламповых схем выше, чем у транзисторных, однако эти искажения более приятны для слуха, во многом именно они обеспечивают упомянутую окраску. Широкому распространению ламповых усилителей препятствует прежде всего их высокая стоимость — в разы выше, чем у транзисторных с аналогичными характеристиками. Помимо этого, из недостатков подобных устройств стоит отметить деликатность (лампы плохо переносят удары и толчки), быстрый износ ламп и необходимость их регулярной замены, а также необходимость прогрева после включения. Тем не менее, профессиональные музыканты предпочитают пользоваться в основном ламповыми устройствами.

— Цифровой. Усилители на основе микросхем, использующие цифровую обработку звука. Главным достоинством таких устройств являются обширные возможности по моделированию звучания и обеспечению различных эффектов. В частности, существует немало моделей, копирующих ламповые усилители: имитация получается весьма достоверной, а иногда — практически неотличимой от оригинала. При этом цифровые модели лишены многих недостатков ламповой техники: они проще, дешевле, долговечнее и устойчивее к ударам и сотрясениям. В то же время считается, что цифровая обработка лишает звук индивидуальности, и многие приверженцы высококачественного звука с подозрением относятся к цифровым решениям.

— Гибридный. Гибридными называют устройства, сочетающие в себе транзисторные и ламповые схемы; обычно ламповым делается предусилитель, а транзисторным — усилитель мощности. Фактически это компромиссный вариант между чисто ламповыми и чисто транзисторными моделями, позволяющий объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. Так, гибридные решения обходятся заметно дешевле ламповых, они легче, компактнее, не так деликатны и имеют меньше ламп, требующих регулярной замены. А звук при этом получается более мягким, чистым и «теплым», нежели у транзисторных аналогов. В то же время подобный компромисс выбирают не так много музыкантов: те, кто стремится к максимально качественному и достоверному звуку, предпочитают потратиться на ламповую аппаратуру, а нетребовательным пользователям (таким, как аматоры и начинающие гитаристы) вполне хватает транзисторных моделей. Поэтому гибридных моделей в продаже представлено сравнительно немного.

Мощность

Номинальная мощность устройства.

Напомним, номинальной в акустике называют наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность звука или сигнала, которую устройство может выдать в течение неограниченно долгого времени. Отдельные скачки громкости могут в разы превышать данный показатель, однако ключевой характеристикой является именно среднее значение. А вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа аппаратуры (см. выше). Так, для комбоусилителей в данном пункте обычно приводится мощность встроенных динамиков; возможности собственного усилителя по определению соответствуют этой цифре, так что для подобной аппаратуры номинальная мощность определяет исключительно общую громкость звучания. Также мощность акустики указывается и для кабинетов, однако здесь уже становится актуальным другой момент — совместимость с внешним усилителем (прежде всего «головой»). Выходная мощность этого усилителя должна быть не выше номинальной мощности кабинета, во избежание перегрузок; а в идеале эти характеристики должны совпадать — это позволит использовать динамик на полную мощность без искажений звука.

Для головы, соответственно, в данном пункте приводится номинальная мощность на выходе, которая определяет возможность работы усилителя с конкретным кабинетом или другой АС. Однако стоит отметить, что в качестве номинальной для голов указывается максимально возможное значение мощности, которое достигается далеко не всегда. Так, во многих моделях предусматривается несколько...звуковых выходов — под пассивную акустику с разным импедансом (напомним, стандартные значения импеданса составляют 2, 4, 8 и 16 Ом); а чем выше импеданс подключенного динамика — тем ниже будет фактическая мощность. В других головах имеется возможность ограничения максимальной мощности — например, чтобы на максимальном уровне устройство выдавало не 100 Вт, а 50 Вт или даже 25 Вт. Иногда эти особенности сочетаются в одном устройстве.

В любом случае при выборе по данному показателю стоит учитывать особенности планируемого применения аппаратуры. К примеру, навряд ли имеет смысл приобретать даже 40-ваттный «комбик» для практики в домашних условиях — для этих целей будет вполне достаточно 15 ватт, а то и меньше. А если речь идет о ламповом устройстве, то в нашем примере максимальная рекомендуемая мощность и вовсе будет составлять всего 5 Вт — специфика ламповых схем такова, что при той же номинальной мощности они получаются эффективнее транзисторных в плане слышимости. Для репетиций в группе без ударной установки (например, две гитары плюс бас) желательна мощность побольше, порядка 40 «транзисторных» ватт, а при наличии ударных — не менее 60 Вт. Транзисторные устройства мощностью до 150 Вт и ламповые до 40 – 50 Вт подойдут для специализированных репбаз и концертов в сравнительно небольших помещениях, а более высокие показатели встречаются в основном в оборудовании для масштабных мероприятий. Подробные рекомендации касательно оптимально мощности для тех или иных условий можно найти в специальных источниках..

Отдельно стоит упомянуть басовые усилители: считается, что для нормального согласования между собой мощность басового «комбика» должна быть в два раза выше мощности гитарного.

Количество динамиков

Количество динамиков, предусмотренное в конструкции устройства.

Данный параметр указывается в тех случаях, когда динамиков больше одного. Его смысл может быть разным. Так, в одних моделях несколько динамиков предусматривается для разделения на частотные полосы (см. «Количество полос»); при этом небольшой высокочастотный излучатель может устанавливаться прямо перед низкочастотным (т.н коаксиальная схема). В других устройствах несколько однотипных динамиков используется для того, чтобы обеспечить необходимую мощность звука — по ряду причин это бывает предпочтительнее, чем устанавливать один мощный динамик.

Количество полос

Количество полос, предусмотренное в комбоусилителе. Указывается в тех случаях, когда полос больше одной.

Полосой частот называют определённую часть общего частотного диапазона, за которую отвечает свой динамик (или несколько однотипных динамиков). Разделение на полосы имеет смысл из тех соображений, что для разных частот (низких, средних, высоких) требования к динамикам также будут разными: в частности, чем ниже частоты, тем крупнее должен быть излучатель. Соответственно, использование специализированных динамиков улучшает общее качество звучания «комбика».

В современных комбоусилителях, имеющих разделение на полосы, полос чаще всего две — ВЧ и НЧ/СЧ. Этого считается вполне достаточно для большинства случаев. Крайне редко среди продвинутых моделей встречаются трёхполосные устройства (ВЧ, СЧ, НЧ), а большее количество считается технически неоправданным.

Диаметр ВЧ динамика

Диаметр специализированного высокочастотного динамика («твиттера»), установленного в усилителе.

Диаметр динамиков традиционно указывается в дюймах. Для твиттеров он обычно невелик — порядка 1 – 2", это связано с особенностями частотного диапазона.

Диаметр СЧ динамика

Диаметр специализированного среднечастотного динамика, установленного в усилителе.

Данный параметр указывается исключительно в моделях, имеющих разделение на три полосы частот (см. «Количество полос»). Размер СЧ-динамика в таких устройствах находится где-то посредине между размером ВЧ и НЧ излучателей.

Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика

Диаметр низкочастотного или низко-среднечастотного динамика, установленного в устройстве. Традиционно указывается в дюймах.

Конкретный смысл данного параметра может быть разным, в зависимости от количества полос (см. выше). В трехполосных системах речь идет о НЧ-динамике, в двухполосных — о динамике, отвечающем за низкие и средние частоты; а если усилитель не имеет разделения на полосы, в данном пункте указывается диаметр основного излучателя.

В целом более мощные динамики обычно делаются более крупными — иначе сложно было бы добиться необходимых показателей громкости. Однако жесткой зависимости здесь нет, и одна и да же мощность вполне может сочетаться с разным диаметром. В таких случаях стоит исходить из того, что более крупный излучатель является более предпочтительным с акустической точки зрения — увеличение размера способствует более полному и насыщенному звучанию средних и особенно низких частот. С другой стороны, увеличение размеров неизбежно сказывается на габаритах и весе всего устройства. Ну и не стоит забывать, что общее качество звука зависит не только от диаметра динамика, но и от большого количества других параметров.

Что касается конкретных размеров, то стандартным вариантом для акустики под электрические и акустические гитары считается 10" и 12"; однако встречаются динамики и меньшего размера (10", 8" и даже менее). А вот крупные излучатели на 15" применяются в основном в решениях для бас-гитар (хотя среди таких устройств также встречается разнообразие диаметров). Разумеется эти цифры являются относительными, при их оценке стоит также учитывать мощность акустики. Например, для гитарной модели на 10 – 15 Вт упомянутые 12" — это максимально доступный размер динамика, а уже для устройств на 50 – 100 Вт его можно назвать средним. Также отметим, что неплохой заменой одному крупному излучателю могут стать несколько более мелких, обеспечивающих ту же суммарную мощность; так что, к примеру, 8" динамики можно встретить даже в решениях на 200 Вт и более — только таких динамиков обычно устанавливается несколько.

Эквалайзер

Тип эквалайзера, предусмотренного в конструкции устройства

Эквалайзер позволяет изменять громкость отдельной части звукового диапазона (полосы частот), изменяя, таким образом, окраску всего звучания. Это одна из самых важных функций, связанных с настройкой звука; поэтому она может предусматриваться непосредственно в самих гитарных усилителях. А тип эквалайзера указывается по числу полос, доступных для регулировки.

Чем больше этих полос — тем точнее можно настроить звук, однако тем сложнее и дороже получается аппаратура. В свете этого простейший вариант предполагает всего 2 полосы — низких и высоких частот; нередко такой эквалайзер имеет вид двух отдельных ручек регулировки уровня НЧ и ВЧ. При этом отметим, что подобный функционал можно встретить как в бюджетных, так и в высококлассных гитарных усилителях: во втором случае предполагается, что если нужна более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием. Впрочем, наибольшей популярностью в наше время пользуются трехполосные решения (низкие, средние и верхние частоты): такой эквалайзер дает достаточно обширные возможности по настройке звучания и при этом обходится сравнительно недорого (а если требуется более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием). 4-полосные эквалайзеры заметно менее распространены, однако тоже достаточно популярны (в том числе в недорогих...устройствах); а в отдельных моделях предусматривается 5 и более (до 12) полос регулировки.

Количество каналов

Количество каналов, предусмотренное в комбоусилителе или отдельной «голове» (см. «Тип»).

Данный параметр указывается только в том случае, если устройство имеет более одного канала. Канал в данном случае можно описать как своего рода «путь» для аудисигнала, имеющий свой специфический набор настроек. Если таких «путей» несколько — то каждый из них можно настроить на свое усмотрение и переключаться между вариантами звучания буквально одним нажатием кнопки (в крайнем случае — переключением инструмента на другой вход). Наиболее характерный пример применения данной функции выглядит так: один канал применяется для чистого звука, а второй — для «перегруза» с использованием встроенного дисторшена или овердрайва (см. «Эффекты»). Без разделения на каналы звук приходилось бы изменять либо перенастройкой усилителя (всякий раз выставляя параметры заново, что попросту неудобно), либо использованием внешних «примочек» (а это не всегда является оптимальным вариантом по ряду других причин).

Что касается числа каналов, то в многоканальных моделях их чаще всего как раз два — это дает упомянутые дополнительные возможности и в то же время не особо влияет на стоимость устройства. Этот вариант является оптимальным для начинающих музыкантов, однако встречается и в профессиональной аппаратуре. Увеличение числа каналов позволяет предусмотреть более продвинутые варианты предустановленных настроек (например, «чистый звонкий», «чистый теплый», «Crun...ch» и «Overdrive»), однако заметно усложняет и удорожает конструкцию. Поэтому чем больше данное число — тем меньше моделей с такими характеристиками представлено на рынке. Максимальный показатель, встречающийся в современных гитарных усилителях — 6; подобное количество можно встретить в отдельных профессиональных моделях, преимущественно с цифровой элементной базой (см. «Тип»).

Gain

Наличие в усилителе регулятора «Gain».

Данный регулятор отвечает за подстройку интенсивности перегруза при использовании эффектов вроде distortion или overdrive. Благодаря ему можно изменять степень выраженности этих эффектов — от почти полного отсутствия до ярко выраженного искажения, имеющего мало общего с чистым гитарным звуком.

Инструментальный

Количество инструментальных входов, предусмотренное в устройстве.

Подобные входы, в соответствии с названием, используются для подключения инструментов — в данном случае гитар и бас-гитар. Аудиосигнал со звукоснимателей имеет свою специфику, поэтому микрофонный или линейный вход для него не подходят — требуются отдельные разъемы. Чаще всего такие разъемы выполняются в виде гнезд формата Jack 6.35 мм; а их количество обычно соответствует количеству инструментов, которое можно одновременно подключить к устройству. Однако в моделях на несколько входов может применяться и более специфический вариант: переключение между каналами усилителя (см. «Кол-во каналов») путем физической перестановки штекера гитары из одного разъема в другой. Такой формат работы встречается довольно редко, однако тоже может применяться; так что особенности устройства с несколькими входами не помешает уточнить отдельно.

Впрочем, наибольшим распространением в наше время пользуются усилители на 1 гитарный вход — ведь «комбик» или «голова» чаще всего приобретается как раз для одного инструмента. Решения с двумя входами также достаточно популярны. В отдельных моделях это количество может достигать трех и даже четырех, однако это довольно редкие варианты — использовать для каждой гитары свой усилитель обычно удобнее и разумнее, чем подключать сразу несколько инструментов к одному устройст...ву, да и обходится подобная «многозарядность» весьма недешево.

Под микрофон

Тип разъёма под микрофон, предусмотренного в конструкции усилителя.

Микрофон может использоваться как для вокала, так и для дополнительной подзвучки гитары. А типы разъёмов под него могут быть такими:

— Jack (6.35 мм). Также известен как TRS. Разъём наподобие популярного mini-Jack 3.5 мм, отличающийся более крупными размерами. Теоретически может применяться не только для обычного, но и для балансного подключения, однако последнее в комбоусилителях встречается редко (вообще этот момент стоит в каждом случае уточнять отдельно). Штекеры под такой разъём встречаются во всех разновидностях микрофонов, от самых простых до высококлассных.

— Балансный XLR. Характерный круглый разъём с тремя контактами; может дополняться замком для более надёжной фиксации. А суть балансного подключения заключается в том, что звук передаётся не по двум, а по трём проводам — один нулевой и два сигнальных, работающих в противофазе. Благодаря этому большая часть помех, наводимых на провод, гасится прямо на входе без какой-либо дополнительной обработки, и даже при большой длине кабеля сигнал получается чистым и качественным. Разъём XLR встречается преимущественно в высококлассных профессиональных микрофонах.

— XLR/Jack. Комбинированный разъём, подходящий и для XLR, и для 6.35 мм Jack; по сути — гнездо XLR, в центре которого предусмотрено отверстие под Jack. Подробнее оба этих разъёма описаны выше. Здесь же отметим, что XLR обычн...о использует балансное подключение, а вот наличие такой возможности при работе через Jack стоит уточнять отдельно.

Отметим, что для некоторых высококлассных микрофонов (в частности, конденсаторных) требуется т. н. фантомное питание — дополнительное питание, подаваемое на разъём подключения. Наличие данной функции в комбоусилителе стоит уточнить отдельно.

На наушники

Тип выхода на наушники, предусмотренного в конструкции усилителя.

Наушники будут полезны прежде всего в ситуации, когда нельзя шуметь — например, при упражнениях на гитаре в позднее время. А варианты их подключения могут быть такими:

— Mini-Jack (3.5 мм). Выход под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Таким штекером оснащается большинство современных наушников, особенно начального и среднего уровня. Однако по качеству и надёжности соединения он заметно уступает более крупному Jack 6.35 мм (см. ниже), поэтому в комбоусилителях встречается сравнительно редко.

— Jack (6.35 мм). Разъём довольно крупного размера, рассчитанный в основном на стационарную аудиотехнику. Как основной способ подключения редко встречается среди наушников, в основном это профессиональные модели. В то же время подключить в такое гнездо наушники с разъёмом 3.5 мм mini-Jack можно при помощи простейшего переходника (во многих «ушах» такие переходники даже включаются в стандартный комплект поставки); а само соединение получается плотным, надёжным и с минимумом помех от точки контакта. Благодаря этому большинство «комбиков» использует именно данный тип разъёма.

Линейный выход

Тип линейного выхода, предусмотренного в конструкции комбоусилителя.

На такой выход, в соответствии с названием, подается аналоговый аудиосигнал линейного уровня. При этом, в отличие от выхода предусилителя (см. выше), уровень сигнала на линейном выходе не регулируется. Данный интерфейс используется в основном для подключения записывающих устройств, хотя может использоваться и для вывода сигнала на внешний усилитель (собственно, при отсутствии выхода Pre-Amp единственным вариантом такого подключения остается линейный вход). А типы разъемов, применяемые для линейного выхода, могут быть такими:

Mini-Jack (3.5 мм). Классический «миниджек» отличается небольшими размерами, однако по надежности и качеству подключения уступает более крупным разъемам; компактность же в случае комбоусилителей чаще всего не играет решающего значения. А потому встречаются подобные выходы крайне редко, в основном в наиболее компактных «комбиках».

— Jack (6.35 мм). Разъем, довольно популярный в стационарной аудиотехнике, в т.ч. довольно продвинутой. Теоретически может обеспечивать даже балансное подключение (см. ниже), однако данная возможность является далеко не обязательной, ее наличие стоит уточнять отдельно. Также отметим, что в такое гнездо при помощи простейшего переходника можно подключить и штекер 3.5 мм mini-Jack.

Балансный XLR. Выход XLR — характерный круглый трехконтактный ра...зъем — с балансным типом подключения. При таком подключении сигнал передается по трем проводам вместо двух, причем особым образом, благодаря которому гасятся наводимые на провод помехи. Это позволяет применять даже довольно длинные кабели без ущерба для чистоты сигнала, благодаря чему данный тип подключения подходит даже для профессиональной аудиоаппаратуры. Собственно, XLR тоже считается профессиональным интерфейсом — как из-за возможности работать с балансным сигналом, так и из-за довольно крупных габаритов и повышенной надежности (разъемы часто оснащаются замками для фиксации штекеров).

Jack / XLR. Как правило, в данном случае подразумевается комбинированный разъем, сочетающий в себе 6.35 мм Jack и XLR. Об особенностях того и другого см. выше; а комбинированный разъем выглядит как гнездо XLR, дополненное в центре отверстием под штекер Jack.

Jack / RCA. Наличие в устройстве сразу двух линейных выходов, с разными типами разъемов. Об интерфейсе Jack подробнее см. выше. А RCA представляет собой разъем под коаксиальный кабель со штекером-«тюльпаном»; это один из самых популярных интерфейсов в стационарной аудиотехнике начального и среднего уровня, однако в гитарных усилителях он встречается сравнительно редко.

— Фирменный. Фирменный разъем, не относящийся к какому-либо общепринятому стандарту. Используется в основном для подключения оборудования той же марки, что и «комбик».

Эффекты

Встроенные эффекты, предусмотренные в комбоусилителе. Добиваться различных эффектов можно и с помощью внешних «примочек», однако такие примочки нужно искать и подключать отдельно, тогда как встроенные эффекты доступны сразу и без лишних настроек.

— Overdrive. Искажение в виде характерного электрогитарного «жужжания» на низких частотах и «завывания» на высоких, чуть более мягкое, чем distortion. Популярно, в частности, в хард-роке.

— Distortion. Достаточно жёсткое и резкое искажение, схожее по звучанию с overdrive, но более интенсивное и яркое. Широко используется в разных стилях метала, встречается и в роке.

— Reverb. Эффект, основанный на имитации многократного затухающего эхо от каждого звука. В зависимости от длительности и интенсивности повторений может придавать звучанию разную окраску. Используется как художественный приём; помимо прочего, может создавать эффект того, что гитара звучит в определённом помещении (концертный зал, комната с каменными стенами, открытая площадка в горах и т. п.). Отметим, что настройка реверберации может осуществляться как по отдельным параметрам (интенсивность, длительность эха и др.), так и путём выбора предустановленного набора параметров (например, «резкий звук в комнате» или «мягкий звук в зале»).

— Tremolo. Изначально тремоло — это эффект подрагивания звук...а, получающийся за счёт небольших и быстрых колебаний громкости каждой ноты. Иногда под этим термином подразумевают вибрато (см. ниже) — вплоть до того, что сами производители гитарных усилителей под эффектом тремоло подразумевают эффект вибрато, и наоборот. Так что конкретную специфику данного эффекта в каждом случае стоит уточнять отдельно. В любом случае тремоло может быть «фиксированным» либо настраиваться по глубине (диапазону изменения громкости) и скорости (частоте подрагиваний).

— Vibrato. Ещё один эффект «подрагивания» звука, который часто путают с тремоло (см. выше) — вплоть до того, что оба этих термина используются как тождественные. Однако это неверно; разница заключается в том, что вибрато осуществляется за счёт быстрых колебаний ноты не по громкости, а по частоте. Аналогичного эффекта можно добиться на самой гитаре за счёт «пульсирующей» подтяжки струны, однако использовать встроенный инструмент усилителя в большинстве случаев значительно удобнее.

— Chorus. Эффект, призванный имитировать хоровое звучание инструмента. Для этого усилитель копирует звук гитары и воспроизводит несколько копий одновременно с оригинальным сигналом, несколько сдвигая их по времени (где-то на 20 – 30 мс с постоянным изменением) и частоте. Правда, полноценного хорового звучания таким способом добиться невозможно, однако эффект является достаточно оригинальным сам по себе.

— Delay. Специфическая разновидность реверберации (см. «Reverb»), получившая распространение как отдельный эффект. Delay имитирует чёткое однократное эхо от воспроизводимого звука; для этого исходный сигнал копируется и воспроизводится с определённой задержкой по времени (не менее 50 мс).

Помимо описанных выше, в современных гитарных комбоусилителях могут встречаться и другие эффекты, в частности:

— Flanger. Эффект, напоминающий свист реактивного двигателя; нередко его сравнивают с взлетающим самолётом. Создаётся аналогично описанному выше Chorus’у, отличается от него меньшим временем задержки и наличием обратной связи.

— Echo. Ещё одна разновидность реверберации, аналогичная дилэю (см. «Delay»). Отличается тем, что в данном случае эхо воспроизводится многократно.

— Octaver. Эффект, при котором к сигналу добавляется его копия, сдвинутая на октаву или две.

— Wah-Wah. Эффект, обеспечивающий характерное «квакающее» звучание.

В любом случае данный список не является исчерпывающим: в современных гитарных усилителях можно встретить и другие, более специфические варианты обработки звука. Уточнить конкретную специфику таких эффектов можно по документации производителя.

Линейный вход

Тип линейного входа, предусмотренного в усилителе.

Линейный вход используется для подачи звука с внешнего источника на гитарный усилитель («комбик» или «голову»). При этом входящий звуковой сигнал поступает на вход усилителя мощности и через него — на встроенный динамик или внешний кабинет. В любом случае данная функция позволяет объединить «живой» звук инструмента с дополнительным сопровождением: к примеру, к линейному входу можно подключить плеер с записанной партией ударных и баса и разучивать партию гитары под сопровождение — или выступать в формате «человек-оркестр».

Для линейного входа могут использоваться разные типы разъемов:

— Mini-Jack (3.5 мм). Гнездо под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Такой интерфейс применяется в основном в портативной аудиотехнике, в стационарных устройствах более популярны Jack 6.35 мм и RCA.

— Jack (6.35 мм). Разъём, аналогичный по конструкции mini-Jack 3.5 мм и отличающийся лишь размерами. Собственно, из-за размеров данный тип штекера практически не встречается в портативной аудиотехнике, зато довольно популярен в стационарной. Теоретически разъём типа Jack может использоваться для балансного подключения (см. ниже), однако в гитарных комбоусилителях чаще встречается обычный небалансный вход.

— RCA. Разъём под коаксиальный кабель со штекером типа «тюльпан». Применяется исключительно в стационарной аудиотехнике. Стандартный вход RCA состоит из двух...гнезд (под стереозвук, левый и правый канал), но в гитарных комбоусилителях разъём всего один, т. к. использовать стерео в данном случае нет смысла — достаточно и одного канала.

— Балансный XLR. Характерный разъём круглой формы с тремя контактами, довольно крупного размера. Термин «балансный» описывает специфику передачи сигнала: она осуществляется не по двум, как при обычном подключении, а по трём проводам, два из которых работают в противофазе. За счёт этого большая часть помех, наводимых на провод, гасится сама собой, без использования каких-либо специальных фильтров, что позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества сигнала. Балансное подключение встречается преимущественно в профессиональной аудиотехнике. Как и в случае с описанным выше RCA, стандартный вход XLR включает два разъёма (левый и правый канал стерео), но в гитарных «комбиках» используется упрощённая версия, на один разъём.

Некоторые комбоусилители оснащаются сразу несколькими видами линейных входов — например, Jack и RCA. Обычно это означает наличие отдельных разъёмов каждого типа. Теоретически несколько входов позволяют одновременно подключать несколько источников сигнала, однако на практике подобную возможность стоит уточнить отдельно.

Дисплей

Наличие в устройстве собственного дисплея.

Данная особенность встречается исключительно в гитарной аппаратуре, имеющей усилитель мощности — то есть всех разновидностях, кроме кабинетов (см. «Тип»). Сам дисплей чаще всего имеет весьма простой функционал; нередко это и вовсе простейший сегментный экран, на котором могут отображаться цифры и некоторые специальные символы. Тем не менее, даже такой экран обеспечивает дополнительное удобство и позволяет с легкостью следить за параметрами работы. А в цифровых моделях (см. «Вид») могут предусматриваться и более продвинутые дисплеи, способные отображать различную текстовую и графическую информацию: название выбранного канала, настройки эквалайзера и т.п.

Автономное питание

Наличие в комбоусилителе автономного питания.

Данная особенность позволяет применять устройство независимо от розеток — например, для выступления на открытом воздухе. Источником автономного питания чаще всего являются сменные батарейки, например, 6 элементов AA; однако может предусматриваться и встроенный аккумулятор. Первый вариант удобен тем, что севшие батарейки можно быстро поменять на свежие, второй — тем, что аккумулятор изначально поставляется в комплекте, а при разряде его достаточно зарядить, не нужно тратиться на покупку новых батареек.

Стоит иметь в виду, что большинство моделей с автономным питанием представляют собой сравнительно компактные и маломощные устройства — для мощной акустики потребовались бы слишком дорогие и громоздкие источники питания.

Импеданс

Импеданс, заявленный в характеристиках устройства

Вообще импеданс — это номинальное сопротивление переменному току (такому, как акустический сигнал), создаваемое устройством, рассчитанным на такой сигнал (например, динамиком). Стандартные значения импеданса, встречающиеся в гитарной аппаратуре — 2, 4, 8 и 16 Ом; но вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа этой аппаратуры (см. выше). Так, для кабинетов и комбоусилителей в данном пункте указывается фактическое сопротивление динамиков, установленных в устройстве. При этом для кабинета импеданс напрямую определяет совместимость с конкретным усилителем (прежде всего «головой»): внешний усилитель должен быть изначально рассчитан на возможность работы с такой нагрузкой, иначе он либо перегрузит динамики, либо не сможет их эффективно «раскачать». А вот во втором случае встроенный усилитель по определению оптимально совместим с динамиками. Так что для комбоусилителей данный параметр имеет в основном справочное значение; исключение составляют лишь ситуации, когда к динамику такого устройства подключается внешний усилитель мощности — в таких случаях действуют те же правила, что и для кабинетов (впрочем, в подобном формате «комбики» используются крайне редко).

Что касается усилителей-«голов», то для них в характеристиках приводится импеданс кабинетов и другой внешней пассивной акустики, на который рассчитано устройство. При этом многие «головы» имеют возможность работы сразу с несколькими стандартными...значениями импеданса (например, 4 и 8 Ом) — в таких случаях в характеристиках указывается максимальное значение (в нашем примере — 8 Ом). Однако стоит иметь в виду, что максимальную мощность такие модели способны выдать лишь при минимальном значении нагрузки; подробнее см. «Мощность».

Блок цифровых эффектов

Наличие блока цифровых эффектов в усилителе.

Отметим, что данная особенность может предусматриваться в любых моделях, не только в цифровых (см. «Вид»). А означает она, что все или как минимум часть предусмотренных в устройстве эффектов (см. ниже) реализуются не аналоговым, а цифровым способом. Происходит это следующим образом: входящий сигнал конвертируется аналого-цифровым преобразователем в набор цифровых данных, затем модуль эффектов (по сути — специализированный микрокомпьютер) прописывает в этих данных необходимые изменения, а дальше информация поступает в цифро-аналоговый преобразователь и превращается обратно в аналоговый аудиосигнал, но уже дополненный эффектами.

Цифровой формат обработки имеет ряд преимуществ перед более традиционным аналоговым. Во-первых, в нем можно предусмотреть более обширный набор эффектов — включая «фишки», недоступные или труднореализуемые при помощи аналоговых схем. Во-вторых, конкретная окраска звука после аналоговой обработки может несколько изменяться из-за посторонних факторов — таких, как перегрев ламп, сбои в отдельных деталях, посторонние помехи и т. п.; цифровая обработка намного менее подвержена таким сбоям — результат на выходе обычно получается неизменно стабильным, а при серьезных неполадках он либо пропадает вообще, либо становится «непригодным к применению». Обратной стороной этих преимуществ нередко называют то, что цифровая обработка якобы снижает достоверность звучания и придает ему неестественную окраск...у. Однако благодаря развитию технологий даже в недорогих современных усилителях для такой обработки применяются преобразователи с высоким битрейтом, которые делают «цифровой» звук неотличимым от аналогового даже для искушенного уха.

Отметим, что конкретные возможности цифровой обработки могут быть разными, для каждой модели их стоит уточнять отдельно.

Регулировка фазы

Функция, позволяющая несколько сдвигать по фазе звук, выходящий из усилителя.

Данная функция актуальна при использовании гитары, подзвученной усилителем, в сочетании с другим источником звука (например, вместе со второй гитарой, подключенной к своему «комбику»/стэку). При такой совместной работе могут возникнуть ситуации, когда звук из разных источников не совпадает по фазе; если нарисовать графики таких сигналов на одной координатной сетке, то их «пики» и «провалы» будут сдвинуты относительно друг друга. Подобная рассинхронизация заметно ухудшает качество слышимого звука и снижает его громкость — вплоть до того, что две одинаковых ноты в противофазе (то есть когда «пик» одного сигнала совпадает с «провалом» другого) способны практически полностью заглушить друг друга.

Подобные ситуации могут возникнуть, к примеру, из-за разной задержки сигнала при обработке, или из-за определенной разницы в расстоянии от слушателя до источника сигнала. А регулировка фазы позволяет устранить явления. Она осуществляется за счет небольшой (достаточно нескольких микросекунд) задержки выходящего сигнала; время задержки можно плавно регулировать, добиваясь таким образом оптимальной совместимости. В то же время данная функция заметно сказывается на стоимости усилителя; а в ситуациях, когда она реально необходима — например, на высококлассном концерте — нередко бывает надежнее и разумнее настроить звук при помощи внешней аппаратуры. Поэтому гитарных усилителей с регулировкой фа...зы в наше время выпускается крайне немного, и практически все из них относятся к премиум-классу.

Под footswitch

Количество разъёмов для подключения педалей (footswitch), предусмотренное в конструкции усилителя.

Педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек усилителя: её можно использовать, не отрываясь от игры на гитаре. Конкретные функции, «подвязанные» на разъёмы для педали, могут быть разными: в частности, таким способом могут включаться и отключаться различные эффекты (см. выше). Также в разных моделях может различаться количество разъёмов под педали: в большинстве «комбиков» предусматривается всего один такой разъём, однако встречаются устройства, допускающие подключение сразу нескольких «футсвичей».

Выход предусилителя

Наличие выхода предусилителя (Pre-Amp) в конструкции «комбика».

На такой разъем подается сигнал линейного уровня. От линейного выхода (см. ниже) Pre-Amp отличается тем, что уровень сигнала можно регулировать. Основное назначение подобного выхода — вывод звука на внешний усилитель (или акустику, оснащенную встроенным усилителем мощности).

Встроенный looper

Наличие встроенного looper’а в усилителе.

Looper представляет собой модуль, позволяющий записать и закольцевать определённый музыкальный фрагмент. При помощи данной функции можно, к примеру, записать прямо в «комбик» партию ритм-гитары, включить её на проигрывание и отрабатывать сольную партию под сопровождение, проигрываемое через looper.

Footswitch в комплекте

Наличие педали (footswitch) в комплекте с усилителем.

Такой аксессуар может поставляться как с комбоусилителями, так и с отдельными «головами» (см. «Тип»). В целом педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек: для такого переключения не нужны руки, а значит, оно доступно прямо в процессе игры на гитаре. При этом конкретные функции footswitch могут быть разными, в зависимости от функционала самого «усилителя»: педаль может включать и выключать определенные эффекты, переключать используемый канал и т. п. Эти моменты стоит уточнять по документации к конкретному устройству.

В любом случае данный вариант комплектации избавляет от необходимости приобретать footswitch отдельно, при этом «родная» педаль по определению будет оптимально совместима с усилителем.

Аналоговое моделирование

Наличие в усилителе функции аналогового моделирования.

Смысл данной функции заключается в том, что при помощи аналоговой обработки звука усилитель определённым образом изменяет звучание, придавая ему ту или иную окраску. Так, во многих моделях предусматривается моделирование звука тех или иных классических гитарных усилителей и/или кабинетов; об абсолютном сходстве, разумеется, речи не идёт, но иногда копия может быть почти неотличимой от оригинала. Другие модели, построенные на транзисторах (см. «Тип»), могут копировать звучание ламповой техники. А аналоговый способ обработки звука для такого моделирования выбран потому, что он позволяет обойтись без лишних преобразований (в отличие от цифрового); это положительно сказывается как на качестве и атмосферности звучания, так и на цене и надёжности оборудования.

Конкретные особенности аналогового моделирования в каждом случае стоит уточнять отдельно, однако оно в любом случае значительно расширяет функционал усилителя и даёт дополнительные возможности по тонкой подстройке звучания.

Разрыв (send/return)

Тип разрыва (send/return), предусмотренного в комбоусилителе.

Под разрывом в данном случае подразумевают набор разъемов для подключения блока эффектов между предусилителем и усилителем мощности «комбика». Один из таких разъёмов (выход предусилителя) обычно подписан «Send», второй (вход усилителя мощности) — «Return». При наличии такого интерфейса к комбоусилителю можно подключать различные «примочки», дополняя его эффектами, изначально не предусмотренными в конструкции (см. «Эффекты»). А тип разрыва определяет формат подключения «примочки». Варианты могут быть такими:

— Последовательный. Простейший вариант подключения: «примочка» включается непосредственно между предусилителем и усилителем мощности, и аудиосигнал целиком проходит через неё.

— Параллельный. При данном типе подключения сигнал на выходе из предусилителя разделяется: одна часть идёт через «примочку», вторая — в обход её. Оба потока поступают на мини-микшер, где вновь объединяются в один сигнал. Такая схема подключения сложнее и несколько дороже последовательной, однако даёт больше возможностей: микшер позволяет изменять соотношение между оригинальным и обработанным сигналом, настраивая таким образом итоговое звучание. При этом во многих моделях предусматривается возможность вообще отключить оригинальный сигнал и подавать на усилитель мощности только об...работанный поток, как при описанном выше последовательном усилении.

Встроенный компрессор

Наличие в комбоусилителе встроенного компрессора.

Компрессором называют модуль, который «сжимает» динамический диапазон усилителя, проще говоря — уменьшает разницу в громкости между самым громким и самым тихим звуком. Благодаря этому обеспечивается улучшение сустейна — то есть взятая и не заглушенная нота звучит дольше, на более ровной громкости и с более медленным затуханием, чем без компрессора. С другой стороны, применение данной функции несколько повышает уровень посторонних шумов и ухудшает динамику.

Компрессоры доступны и в виде внешнего оборудования (в том числе как встроенное оснащение той или иной аппаратуры), однако собственный модуль в усилителе нередко оказывается удобнее: он доступен «из коробки» и не занимает лишнего места.

Выход на кабинет

Тип выхода (выходов) на кабинет, предусмотренного в конструкции устройства.

Напомним, кабинетами называют специализированную пассивную акустику для гитарных усилителей; подробнее см. «Тип». Соответственно, выходы на такую акустику по определению имеются практически во всех «головах» (см. там же); исключение составляют лишь единичные модели, изначально предназначенные для использования с наушниками и не имеющие полноценных усилителей мощности. Помимо этого, данный тип выходов встречается и во многих полноценных «комбиках», а также некоторых активных кабинетах. При этом формат его использования может быть разным: в одних моделях внешний кабинет может работать параллельно со встроенным динамиком, в других приходится выбирать что-то одно. Как бы то ни было, данная особенность расширяет возможности комбоусилителя, позволяя применять с ним не только встроенную акустику, но и другие подходящие по характеристикам кабинеты.

В любом случае тип данного выхода должен совпадать с типом входа на самом кабинете — иначе подключение в лучшем случае потребует использования переходника, а в худшем окажется и вовсе невозможным. А вот основные варианты подобных разъемов, актуальные в наше время:

— Jack (6.35 мм). Один из самых популярных разъемов в современной аудиотехнике и самый распространенный тип выхода на кабинет в гитарных усилителях. Это обусловлено, в частности, тем, что данный разъем имеет сравнительно небольшие размеры..., а кабели под него обходятся сравнительно недорого и доступны повсеместно. Правда, по ряду характеристик данный интерфейс уступает другим стандартам, описанным ниже. Так, он не предусматривает замка для дополнительной фиксации штекера в гнезде и не подходит для высоких мощностей и токов (в отличие от Speakon). А балансное подключение (такое, как в XLR) хотя технически и является для Jack технически возможным, однако на практике применяется крайне редко — гитарные усилители и кабинеты обычно используют двухконтактные разъемы с классическим (не-балансным) подключением. Тем не менее, необходимость в более продвинутых вариантах подключения возникает в основном в ситуациях, предполагающих повышенные требования к качеству, мощности и/или помехостойкости — в студиях звукозаписи, на крупных концертных площадках и т. п. Для остальных же случаев возможностей данного интерфейса обычно более чем достаточно.

— Speakon. Специализированный профессиональный разъем для подключения пассивной акустики, широко применяемый в концертной аппаратуре. Обеспечивает очень качественный и плотный контакт, имеет фиксатор для предотвращения случайных отключений, рассчитан на более высокие токи (и, соответственно, мощности), чем XLR и тем более Jack. Кроме того, гнезда и штекеры Speakon отличаются также качественной изоляцией, надежно защищающей токоведущие части от влаги и прикосновения человека.
Отметим, что такое подключение может использовать разное число контактов — 2, 4 или 8 (соответственно, для одного, двух или четырех каналов звука); впрочем, последний вариант в гитарных усилителях практически не встречается. Сам разъем имеет круглую форму, с контактами, расположенными по окружности; при этом 2-контактный штекер может работать с 4-контактным гнездом, но не наоборот. Конкретную же конфигурацию данного выхода не помешает уточнить отдельно. Однако в любом случае наличие Speakon обычно является признаком мощного и продвинутого усилителя, рассчитанного в основном на концертное применение.

— XLR. Характерный круглый разъем с 3 контактами и металлической оболочкой вокруг них на штекере; такая оболочка нередко дополняется замком, дополнительно фиксирующим штекер в гнезде. Впрочем, главное преимущество данного интерфейса заключается в том, что кабели и разъемы XLR обычно работают в так называемом балансном формате. Такой формат подключения предусматривает не два, а три провода — условно говоря, два сигнальных и один общий «ноль»; а сигнал на входе обрабатывается таким образом, что помехи, наведенные на каждый провод из внешних источников, оказываются «в противофазе» и взаимно гасятся. Благодаря этому балансное соединение позволяет качественно и чисто передавать аналоговый аудиосигнал даже при большой длине кабеля. С другой стороны, сам разъем имеет довольно крупные размеры, его наличие неизбежно сказывается на стоимости, а реальная потребность в балансном выходе на кабинет возникает не так уж часто. Поэтому данный разъем особой популярностью не пользуется.

— Jack / XLR. Сочетание двух описанных выше типов выходов в одном усилителе. Подробнее о каждом типе см. выше; здесь же отметим, что чаще всего это отдельные разъемы, хотя технически возможен и другой вариант — комбинированное гнездо, допускающее подключение и Jack, и XLR. Эти нюансы стоит уточнять отдельно. В любом случае данное сочетание делает усилитель более универсальным и означает наличие в нем балансного выхода (см. «XLR» выше); однако подобная универсальность, как и балансное подключение, на практике требуются сравнительно редко, поэтому и данное сочетание не получило распространения.

— Speakon / Jack. Еще один комбинированный вариант, предполагающий наличие двух описанных выше типов выходов. Он несколько более популярен, чем сочетание Jack и XLR; также отметим еще два специфических момента. Во-первых, в данном случае разные виды разъемов выполняются исключительно в виде отдельных гнезд. Во-вторых, по числу выходов Jack можно определить тип «спик-она»: в данном случае каждый разъем 6.35 мм отвечает за один канал звука — соответственно, если таких выходов два, то единственный Speakon также будет двухканальным (то есть четырехконтактным).

Тип устройства

Общий тип устройства.

В наше время в продаже можно встретить как готовые комбоусилители, так и отдельные компоненты для них — кабинеты (в том числе активные и усилители (головы). Вот описание каждой из этих разновидностей.

— Комбоусилитель. Комбинированные гитарные усилители в традиционном значении этого слова. Внешне такое устройство обычно представляет собой характерный ящик со встроенным динамиком, входами для подключения гитары (нередко — нескольких гитар) и других источников сигнала, органами управления для настройки звука, а в большинстве случаев — еще и ручками или другими приспособлениями для удобства переноски. Внутри находятся динамик, два усилителя (предварительный и мощности), а также электронные схемы, предназначенные прежде всего для обработки входящего сигнала со звукоснимателей инструмента. Таким образом, комбоусилитель включает все необходимое для того, чтобы обеспечить полноценное звучание гитары того или иного типа (см. «Назначение»). Набор настроек, эффектов (см. ниже) и других специальных возможностей в таких устройствах может быть разным — от простейшего до весьма обширного. То же касается мощности: небольшие «комбики» рассчитаны в основном на домашнее применение, более мощные можно использовать на репетиционных базах и концертах в сравнительно несложных условиях — например, в пабе, клубе или пр...ямо на улице. Ну и в любом случае именно комбоусилитель будет оптимальным вариантом для начинающего гитариста, только осваивающего инструмент и аппаратуру. А вот для крупных массовых мероприятий лучше подходят не комбоусилители, а так называемые стэки — системы из отдельно подобранного кабинета и головы (о том и другом см. ниже).

— Кабинет. Кабинетом называют отдельно выполненную специализированную колонку (динамик в корпусе), предназначенную прежде всего для использования с гитарным усилителем (обычно отдельной «головой» — см. ниже). Собственных входов под инструмент кабинеты не имеют (за единичными исключениями — и то в таких случаях колонка используется лишь для коммутации сигнала на внешний усилитель), усилителей мощности — тоже, так что на самостоятельное применение подобная аппаратура в принципе не рассчитана. А от более традиционной акустики такие колонки отличаются дополнительной оптимизацией именно под звук гитары/баса (в зависимости от назначения). При этом кабинет может иметь несколько входов (см. «Подключение») и использоваться сразу для нескольких инструментов — например, одновременно соло и ритм-гитары.
Отметим, что большинство кабинетов имеют довольно высокую мощность — от 100 Вт и выше — и предназначаются в основном для концертного применения в составе «стэка» (системы из одной или нескольких колонок и установленного на ней усилителя-«головы»).

— Активный кабинет. Довольно редкая и специфическая разновидность описанных выше кабинетов — колонки для гитары, дополненные встроенными усилителями мощности (а иногда и предусилителями). По сути представляют собой упрощенный и вариант комбоусилителей — с минимальным набором регулировок (а то и вообще без таковых), зато имеющие как минимум возможность работы со звуком линейного уровня, поступающим с предусилителя на линейный вход, а в некоторых моделях — еще и возможность прямого подключения гитары к инструментальному входу. При этом большинство активных кабинетов имеют довольно мощную встроенную акустику (200 Вт и более), а иногда еще и возможность подключения дополнительных пассивных колонок. Подобные устройства применяются в основном как концертная аппаратура; помимо прочего, подключив активный кабинет к основному «комбику» или «голове», можно заметно разгрузить основной гитарный усилитель мощности и добиться высокой громкости без значительных нагрузок на аппаратуру.
Другой, еще более специфический вид активных кабинетов — компактная акустика, предназначенная для работы с гитарными усилителями, изначально предназначенными исключительно для вывода звука на наушники. Уровень сигнала, выдаваемого таким устройством на «уши», сравним с уровнем линейного сигнала; соответственно, для воспроизведения через динамик требуется дополнительное усиление — каковое и обеспечивает «начинка» активного кабинета.

— Усилитель (голова). Отдельно выполненные гитарные усилители, не оснащенный встроенной акустикой. Традиционно такие устройства используются в формате «стэков»— в сочетании с кабинетом (см. выше) или парой кабинетов; при этом усилитель обычно ставится прямо на колонку («стопку» колонок), отсюда и жаргонное название «голова». При желании к усилителю можно подключить и другие виды акустики, однако основным назначением в любом случае остаются именно кабинеты. В целом же отдельная «голова» в некоторых ситуациях является более оправданным вариантом, чем цельный комбоусилитель. Так, одним из главных преимуществ подобных устройств является то, что колонки для них можно подобрать на свое усмотрение; а если в наличии уже имеется кабинет или иная подходящая акустика — покупка «головы» позволяет не переплачивать за лишнее оснащение. Второе преимущество заключается в том, что многие отдельно выполненные усилители имеют весьма продвинутую начинку, с обширным набором функций и/или высокой выходной мощностью. В сочетании с упомянутой выше свободой выбора акустики это делает подобную аппаратуру идеальным вариантом для профессионального применения (прежде всего концертного). Впрочем, выпускаются и достаточно простые и недорогие «головы», рассчитанные на начинающих музыкантов и любителей.

Частотный диапазон

Диапазон частот звука, поддерживаемый устройством.

Для гитарных комбоусилителей и отдельных «голов» (см. «Тип») данный параметр обычно не уточняется. Это связано с тем, что подобная аппаратура обычно хорошо оптимизирована по частотам под свой тип инструмента (см. «Назначение»), для других источников звука (например, вокала) она применяется сравнительно редко, а если применяется — то обширный частотный охват, как правило, не особо принципиален. А вот отдельные кабинеты нередко применяются сразу для нескольких источников звука с разным частотным охватом; так что для них частотный диапазон имеет важное значение и нередко уточняется в характеристиках.

Теоретически чем шире этот диапазон — тем более полным получается звучание, выдаваемое устройством, тем ниже вероятность, что какая-то часть исходного звука будет обрезана. Однако на практике при оценке данного параметра стоит учитывать конкретную специфику применения кабинета — а именно частотные характеристики исходных источников звука. К примеру, основной диапазон бас-гитары находится в диапазоне от 41 до 250 Гц, однако обертоны (дополнительные высокочастотные колебания, формирующие общую окраску звука) обычно достигают 8 кГц; для акустической и электрической гитар нижняя граница основного диапазона стандартно составляет 82 Гц, верхняя — 1175 и 1570 Гц соответственно, а обертоны — 12 кГц в первом случае и 5 кГц во втором. А минимальный диапазон, необходимый для полноценной передачи вокала, составляет от 40 Г...ц до 15 кГц; впрочем, если максимальная достоверность не требуется, вполне хватает и более скромных показателей — от 80 Гц до 10 кГц.

Отметим, что в гитарных кабинетах нижняя граница диапазона нередко бывает ниже упомянутых 82 Гц — на уровне 70 Гц, а то и 60 Гц. Это позволяет сохранять эффективность при пониженном строе инструмента. А вот в моделях для бас-гитар нижний предел диапазона, наоборот, бывает несколько завышен (от 50 до 70 Гц). Это не является однозначным недостатком: при эквализации баса (настройке звука по частотным полосам) частоты до 150 Гц, как правило, сильно ослабляются — слишком высокая их громкость приводит к «смазыванию» звука, ухудшает его четкость. А самый нижний участок диапазона «до 150 Гц» в большинстве случаев и вовсе можно заглушить без заметного влияния на итоговое качество звука.

Что касается верхней границы диапазона, то она в любом случае выше основной частоты инструмента. Так что разница по данному параметру влияет прежде всего на количество передаваемых обертонов, а при наличии многополосного эквалайзера — еще и на возможности по тонкой настройке звука: чем выше граница — тем больший диапазон обертонов доступен для регулировки. Отметим также, что обширный частотный диапазон, заметно перекрывающий показатели обертонов, сам по себе он не улучшает качество звука, однако нередко является признаком довольно продвинутого устройства с соответствующими возможностями. Поэтому подобные цифры нередко указывают в рекламных целях.

Также в любом случае стоит помнить, что фактическое качество звука в кабинете определяется не только частотным диапазоном, но также целым рядом других параметров (включая характеристики используемого усилителя). Так что обширный охват далеко не обязательно означает высококлассное звучание (и наоборот — при узком диапазоне качество звука вполне может быть более чем приличным).

Подключение

Разъемы для подключения сигнала от «головы» или другого внешнего усилителя мощности, предусмотренные в конструкции кабинета (см. «Тип»).

От данной особенности зависит прежде всего совместимость с конкретным «усилком»: для нормальной совместимости тип выхода на усилителе должен соответствовать типу входа на колонке. При этом гитарные кабинеты нередко имеют сразу несколько входов под усилитель — причем это могут быть как однотипные, так и разные гнезда. Подобные подробности указываются в данном пункте; при этом, как правило, наличие нескольких входов означает возможность подключить одновременно несколько внешних усилителей, однако возможность и особенности реализации данной функции не помешает уточнить отдельно. А вот конкретные типы разъемов, актуальные для современных кабинетов:

— Jack. Разъем под штекер Jack диаметром 6.35 мм. Данный разъем является одним из самых популярных в современной аудиотехнике: он сравнительно компактен и недорог, при этом обеспечивает достаточно большую площадь контакта и неплохую надежность. С другой стороны, по качеству соединения этот способ подключения все же уступает XLR и Speakon (см. ниже). К тому же, хотя технически стандарт Jack подходит для балансного подключения (см. «Combo (Jack/XLR)»), на практике эта возможность реализовывается крайне редко — подавляющее большинство гитарных кабинетов рассчитано на классический, не-балансный формат соединения с использованием двухконтактного штекера. Такое соедиениее отличается ст...ойкостью к помехам и затрудняет использование кабелей большой длины. Тем не менее, даже подобных возможностей нередко оказывается достаточно как для бытового, так и для профессионального применения — например, если усилитель установлен недалеко (а гитарные «головы», напомним, и вовсе ставятся прямо на кабинеты сверху), а источников помех поблизости нет.

— Combo (Jack/XLR). Комбинированный вход, совместимый как с разъемами 6.35 мм Jack, так и с XLR. По сути представляет собой гнездо XLR, в середине которого дополнительно сделано углубление под штекер 6.35 мм. Подробнее о стандарте Jack см. выше — подключение к комбо-разъему по своим свойствам не отличается от обычного. Что касается XLR, то это характерный круглый разъем с 3 контактами и металлической оболочкой вокруг них на штекере; такая оболочка нередко дополняется замком, фиксирующим штекер в гнезде, благодаря чему данный интерфейс обеспечивает высокую надежность. Однако главное его преимущество заключается в том, что кабели и разъемы XLR обычно работают в так называемом балансном формате. Для такого подключения предусматривается не два, а три провода — условно говоря, два сигнальных и один общий «ноль»; а сигнал на входе обрабатывается таким образом, что помехи, наведенные на каждый провод из внешних источников, оказываются «в противофазе» и взаимно гасятся. Благодаря этому балансное соединение позволяет качественно и чисто передавать аналоговый аудиосигнал даже при большой длине кабеля. С другой стороны, по ряду причин конкретно в гитарных кабинетах интерфейс XLR (даже в виде комбинированного разъема) популярностью не пользуется.

— Speakon. Специализированный профессиональный разъем для подключения пассивной акустики, широко применяемый в концертной аппаратуре. Обеспечивает очень качественный и плотный контакт, имеет фиксатор для предотвращения случайных отключений, рассчитан на более высокие токи (и, соответственно, мощности), чем описанные выше виды соединений. В свете последнего гнезда и штекеры Speakon отличаются также качественной изоляцией, надежно защищающей токоведущие части от влаги и прикосновения человека.
Отметим, что такое подключение может использовать разное число контактов — 2, 4 или 8 (соответственно, для одного, двух или четырех каналов звука). Сам разъем имеет круглую форму, с контактами, расположенными по окружности; при этом 2-контактный штекер может работать с 4-контактным гнездом, но не наоборот, а 8-контактные разъемы отличаются по конфигурации и не совместимы с другими разновидностями. гитарных кабинетах наибольшей популярностью пользуются 2-контактные разъемы — ведь такие колонки по умолчанию рассчитаны на работу с одним каналом звука. А если предполагается возможность «обслуживания» нескольких источников сигнала — то и разъемов, соответственно, можно установить несколько. Впрочем, конкретную конфигурацию данного входа не помешает уточнить отдельно.

— Фирменное. Тот или иной оригинальный разъем, не относящийся ни к одному из описанных выше стандартных вариантов. Весьма редкий вариант, встречается в единичных моделях кабинетов, рассчитанных на использование исключительно с «головами» того же производителя, имеющими соответствующий тип подключения. Возможности самого разъема теоретически могут быть любыми, однако на практике данный вариант встречается в основном в сравнительно маломощной аппаратуре, рассчитанной на домашнее и другое аналогичное применение — соответственно, и само подключение обычно не отличается особой «навороченностью».

DI Out

Тип выхода DI Out, используемого в устройстве.

Сам по себе выход DI (direct input) по назначению схож с линейным выходом (см. ниже): он используется для вывода аналогового звукового сигнала с комбоусилителя или отдельной «головы» (см. «Тип») на внешнее устройство. Отличия же заключаются в том, что линейный выход имеет высокий или средний внутренний импеданс и предусматривает несбалансированное подключение; в итоге сигнал с такого выхода достаточно чувствителен к внешним помехам, особенно при большой длине кабеля. DI, в свою очередь, имеет низкий импеданс и балансный формат сигнала, что делает его оптимально подходящим для профессиональных задач. Характерный пример применения такого выхода — подключение гитары или баса через усилитель к микшерному пульту в студии звукозаписи или на концертной площадке выступлении (прямое подключение инструмента для этих целей непригодно, так как инструментальный выход, аналогично линейному, имеет высокий импеданс). При отсутствии DI Out для подобных целей приходится либо использовать директ-боксы (своеобразные переходники с высокоомных выходов на низкоомные входы), либо подзвучивать микрофонами динамики комбоусилителя/кабинета (микрофоны являются высокоомными источниками сигнала).

Отдельно стоит коснуться упомянутого выше балансного подключения. Для него применяется не два, а три провода — условно говоря, два сигнальных и один общий «ноль»; а сигнал на входе обрабатывается таким образом, что помехи, наведенные на каждый п...ровод из внешних источников, оказываются «в противофазе» и взаимно гасятся. Благодаря этому балансное соединение позволяет качественно и чисто передавать аналоговый аудиосигнал даже при большой длине кабеля.

Фактически современные выходы DI Out в гитарных усилителях различаются лишь по типу разъема, варианты здесь могут быть такими:

— Балансный XLR. Тип разъема, применяемый в подавляющем большинстве выходов данного формата. Связано это с тем, что именно интерфейс XLR чаще всего применяется в аудиотехнике для балансного подключения. Сам разъем данного типа имеет круглую форму и три контакта (возможно и другое количество, однако в данном случае эти варианты не актуальны), а круглая «юбка» на штекере нередко дополняется замком, который повышает надежность контакта и предотвращает случайное отключение.

— Jack. Стандартный разъем типа 6.35 Jack, как правило, трехконтактный. Теоретически подобный интерфейс также можно использовать для описанного выше балансного подключения, причем для такого подключения подходит любой стандартный кабель с соответствующим штекером Jack. Однако на практике среди гитарных усилителей выход DI Out с данным типом разъемов встречаются крайне редко. И даже в таких моделях подобный разъем может представлять собой так называемый «эмулятор DI Out» — фактически обычный линейный выход (даже не всегда сбалансированный), сигнал с которого имитирует звук микрофона, подзвучивающего динамики комбоусилителя/кабинета.

Установка под углом

Возможность установки комбоусилителя или кабинета (см. «Тип») под углом.

Эта особенность конструкции означает, что устройство можно наклонить слегка назад, направив динамик под углом вверх. В некоторых случаях такое расположение является оптимальным с точки зрения акустики — например, оно позволяет направить прямо на слушателя звук от небольшой колонки, установленной на полу без дополнительных подставок. Чаще всего для установки под углом предусматривается особая скошенная форма корпуса. При этом если высота устройства не особо отличается от ширины (или заметно меньше) — то такое устройство достаточно просто наклонить назад относительно исходного положения; а вот если корпус имеет явно выраженную вертикальную компоновку, и его высота заметно больше ширины — скорее всего, для размещения под углом его придется уложить набок.

Другой вариант реализации данной функции — выдвижная или раскладная опора снизу, в передней части; однако он несколько сложнее и менее надежен, так что используется реже.