Каталог  /  Инструмент и садовая техника  /  Оборудование и станки  /  Тали и лебедки

Тали и лебедки

Каретка передвижная Euro-Lift HGT05/9
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 9 м, грузоподъемность: 500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
6 993 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT20/3
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 3 м, грузоподъемность: 2000 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
6 237 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT15/12
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 12 м, грузоподъемность: 1500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
12 086 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT15/9
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 9 м, грузоподъемность: 1500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
11 372 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT15/6
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 6 м, грузоподъемность: 1500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
8 327 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT15/3
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 3 м, грузоподъемность: 1500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
7 781 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT10/12
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 12 м, грузоподъемность: 1000 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
9 177 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT10/9
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 9 м, грузоподъемность: 1000 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
7 098 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT10/6
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 6 м, грузоподъемность: 1000 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
5 828 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT10/3
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 3 м, грузоподъемность: 1000 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
5 124 ₽
Каретка передвижная Euro-Lift HGT05/12
Производитель Euro-Lift, высота подъема: 12 м, грузоподъемность: 500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
9 125 ₽
Монтажно-тяговый механизм Euro-Lift MTM-5,4
Производитель Euro-Lift, длина троса: 20 м, грузоподъемность: 5400 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
60 150 ₽
Каретка холостая Euro-Lift HMT05
Производитель Euro-Lift, грузоподъемность: 500 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
3 213 ₽
Канат для монтажно тяговый механизм MTM-3,2
Производитель Euro-Lift, канат для лебедки, длина 20 м, диаметр 16 мм
ЗАГЛЯНИ.RU
11 380 ₽
Каретка холостая Euro-Lift HMT10
Производитель Euro-Lift, грузоподъемность: 1000 кг
ЗАГЛЯНИ.RU
4 032 ₽
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
...
22
23
Тали и лебедки: характеристики, типы, виды

Устройство

В этом пункте учитывается как общий тип приспособления (таль, лебедка и т.п.), так и тип привода. К примеру, современные тали могут быть ручными, рычажными и электрическими, а среди лебедок встречаются рычажные, барабанные, электрические (стационарные и автомобильные) и гидравлические модели. Отдельные разновидности подъемно-тяговых устройств представляют собой тельферы и монтажно-тяговые механизмы. Вот более подробное описание всех этих разновидностей.

— Таль. Любая таль представляет собой приспособление для перемещения грузов по вертикали, использующее цепной тяговый механизм и оснащенное встроенным редуктором. Иными словами, мускульная сила пользователя или тяга электродвигателя в таких устройствах передается на грузоподъемный шкив через специальный механизм, который увеличивает тяговое усилие за счет снижения скорости; в этом и состоит основное отличие от лебедок, в которых вращение на барабан чаще всего передается напрямую (хотя есть и исключения). В любом случае, такая конструкция позволяет без значительных усилий справляться с весьма серьезным весом; а для дополнительного повышения грузоподъемности в комплекте поставки может...предусматриваться подвижный блок, а то и несколько таких блоков (полиспаст). По типу привода современные тали могут быть такими:
  • Таль ручная. Ручными называют тали, в которых мускульная сила пользователя передается на устройство через так называемую ручную цепь. Эта цепь вращает шкив, который через редуктор передает вращение на рабочий шкив грузоподьемной цепи. Грузоподъемность ручных талей даже без блока может достигать 3 тонн и более (с блоком — более 5 тонн), при этом конструкция подбирается таким образом, чтобы с максимально допустимым весом без особых проблем мог справиться более-менее здоровый взрослый человек. А длина ручной цепи, как правило, позволяет работать «с пола» даже с механизмом, установленным на значительной высоте. Благодаря такому набору достоинств ручные тали в наше время весьма популярны.
  • Таль рычажная. Разновидность талей с ручным приводом, в которых для передачи усилия используется не ручная цепь, а рычаг с храповым механизмом («трещоткой»), приводящий в действие шкив редуктора. Такой рычаг располагается непосредственно на корпусе тали — то есть вверху, у самой точки крепления всего механизма. Если там же находится пользователь, управляющий подъемом — это очень удобный вариант; однако для применения «с пола» рычажные тали непригодны. Именно поэтому они встречаются заметно реже, чем более традиционные ручные модели с «цепным» приводом.
  • Таль электрическая. Тали с приводом от встроенного электромотора. Такая конструкция максимально упрощает задачу оператора — ему не нужно тянуть цепь или качать рычаг, все «силовые» операции выполняет двигатель. С другой стороны, электрические модели достаточно громоздки, сложны и дороги, а для их работы требуется подключение к сети (иногда — трехфазное 380 В). При всем этом с грузом в несколько тонн вполне может справиться большинство более простых ручных талей. Поэтому электрические разновидности особого распространения не получили.
    Отметим, что термины «электрическая таль» и «тельфер» иногда используют как синонимы. Это не совсем верно, поскольку это все же разные устройства. Так, тали нередко имеют большую грузоподъемность, однако они не могут самостоятельно перемещаться по горизонтали — в отличие от тельферов (см. ниже).

    • — Лебедка. Приспособления для перемещения грузов, работающие за счет вращения барабана, на который наматывается трос или ремень. Такие устройства в целом проще по конструкции, чем тали, из-за чего имеют (в целом) меньшую грузоподъемность. С другой стороны, они более универсальны: среди лебедок встречаются модели как для вертикального, так и для горизонтального перемещения грузов, а также модели для использования на автомобилях. Основные виды современных лебедок таковы:
      • Лебедка рычажная. В соответствии с названием, в таких моделях используется рычаг с храповым механизмом («трещоткой»). Двигать рычаг вперед-назад нужно вручную, при этом движение в «рабочую» сторону вращает барабан и натягивает трос, а при обратном ходе поворот барабана блокируется храповым механизмом (для вытягивания троса этот механизм временно отключается). Рычажные лебедки обычно имеют два крюка с двух сторон — один для груза, второй для крепления/подвешивания самого механизма. В любом случае такие устройства сравнительно просты и недороги, при этом весьма универсальны — большинство моделей может использоваться и для горизонтального, и для вертикального перемещения грузов. Также отметим, что рычажные лебедки обычно оснащаются подвижными блоками (см. «Комплектация»), благодаря чему общая грузоподъемность в них может достигать 2 тонн. Так что среди лебедок с «ручным приводом» именно данная разновидность на сегодня является наиболее популярной.
      • Лебедка барабанная. В таких лебедках тоже используется рычаг, но его нужно не качать из стороны в сторону, а вращать. Рычаг приводит в движение небольшую шестерню, которая, в свою очередь, связана с крупной шестерней на самом барабане; таким образом, за счет снижения скорости увеличивается крутящий момент. Для защиты от обратного вращения (при отпускании рычага) предусматривается храповой механизм с возможностью отключения. Барабанные лебедки могут применяться и для вертикального, и для горизонтального перемещения грузов, однако по техническим причинам они редко комплектуются блоками и в целом уступают по грузоподъемности рычажным моделям. Кроме того, барабанные устройства чаще всего рассчитаны на постоянное крепление — к стене, полу, потолку и т.п.
      • Лебедка электрическая. Лебедки с приводом от электромотора. От тельферов (см. ниже) такие приспособления отличаются отсутствием электрокаретки для горизонтальных перемещений, а от электрических талей (см. выше) — более простой конструкцией, с прямым (без промежуточных редукторов) приводом от мотора к барабану. Также отметим, что среди подобных устройств можно выделить два подвида — стационарные и автомобильные. Стационарные модели, как правило, подвешиваются к потолку или горизонтальной перекладине, предназначаются для вертикального подъема грузов и рассчитаны на стандартные сети 220 В либо 380 В. Автомобильные электролебедки, в свою очередь, работают от бортовых сетей на 12 и/или 24 В и предназначаются в основном для вытаскивания застрявшей машины из грязи, глубокого снега и т. п. Такая лебедка обычно крепится на авто спереди, а при необходимости ее трос цепляется за неподвижный или массивный предмет (дерево, столб, скалу и т. п.), и работающий механизм «сам себя вытягивает» вместе с машиной. Правила выбора автомобильной модели под вес конкретного внедорожника описаны в п. «Грузоподъемность». Впрочем, возможны и другие способы применения автолебедок — например, погрузка/разгрузка транспорта на эвакуатор или спуск на воду и подъем из воды лодок, перевозимых на трейлерах.
      • Лебедка гидравлическая. Особая, довольно редкая разновидность лебедок «автомобильного» назначения — для «самовытягивания» застрявших внедорожников, погрузки транспорта на эвакуатор и т. п. Такие устройства, в соответствии с названием, подключаются к внешней гидравлической системе — чаще всего гидроусилителю руля — и мотор лебедки приводится в действие насосом такой системы. Это дает сразу несколько преимуществ: высокую надежность, нечувствительность к перегрузкам, а также стойкость к загрязнениям и влаге (вплоть до возможности применения под водой). Устанавливать такие приспособления можно только на авто с гидравликой, но у внедорожников и эвакуаторов обычно имеется такое оснащение, так что данный момент не является критичным. А вот к однозначным недостаткам данной разновидности можно отнести сложность монтажа и невозможность работы при выключенном двигателе. Кроме того, не всякий гидроусилитель способен эффективно питать одновременно руль и лебедку; да и скоростью «гидравлика» не отличается.
      • .

      — Тельфер. Моторизованное приспособление с дистанционным управлением, предназначенное одновременно для поднимания и горизонтального перемещения грузов. По сути, тельфер — это электрическая лебедка, дополненная электрокареткой (см. «Комплектация») и способная по команде оператора двигаться по горизонтальной балке-монорельсу. Подобные устройства чрезвычайно удобны в ситуациях, когда необходимо часто перемещать грузы между несколькими точками, находящимися на одной прямой. С другой стороны, тельферы достаточно сложны и дороги, поэтому их имеет смысл применять в основном на производстве и в других аналогичных условиях.
      Отметим, что словом «тельфер» иногда называют также тали и лебедки с электродвигателями. Строгого стандарта здесь нет, однако в нашем каталоге, во избежание путаницы, используется четкое разделение: тельфером считается только устройство с электрокареткой.

      — Монтажно-тяговый механизм. Внешне и по способу применения такие приспособления напоминают рычажные лебедки: они работают за счет рычага, движимого мускульной силой оператора. Ключевое отличие заключается в общем принципе работы «начинки»: вместо барабана используются две пары зажимов, которые при движении рычага протягивают трос через механизм. Монтажно-тяговые механизмы (МТМ) рассчитаны преимущественно на перемещение грузов по горизонтальным и наклонным поверхностям, однако большинство моделей может применяться и для вертикального подъема. Одним из ключевых преимуществ МТМ является возможность использования тросов любой длины — эта длина не ограничивается вместимостью барабана, и комплектный трос вполне можно заменить на другой, более длинный. Кроме того, устройства этого типа надежны и просты в обслуживании. К их недостаткам можно отнести прежде всего сравнительно сложную конструкцию — и, как следствие, довольно высокую стоимость (заметно выше, чем у рычажных лебедок аналогичной грузоподъемности).

Передвижной механизм

Механизм, позволяющий двигать приспособление (пустое или с грузом) по горизонтали — обычно вдоль специальной балки-направляющей.

Передвижной механизм чаще всего встречается в тельферах (см. «Устройство»). Собственно, в них данная функция имеется по определению, а за движение отвечает электрокаретка (см. «Комплектация»). Однако встречаются и традиционные ручные тали с возможностью горизонтального перемещения — это отдельные «тяжеловесные» модели с высокой грузоподъемностью, рассчитанные в основном на промышленное применение; тянуть такое приспособление нужно вручную.

В любом случае искать агрегат с передвижным механизмом имеет смысл лишь в тех случаях, когда грузы необходимо постоянно двигать по строго заданному прямолинейному маршруту, и на этом маршруте имеется балка-направляющая (или ее можно установить). В остальных ситуациях данная функция будет ненужной, а то и откровенно излишней.

Тяговый механизм

От тягового механизма зависит то, какой тяговый элемент используется в конструкции — трос, цепь или ремень. Этот момент во многом связан с типом устройства; вот подробное описание разных вариантов:

— Тросовый. Классический вариант для лебедок и аналогичных приспособлений — тельферов и монтажно-тяговых механизмов (МТМ). Трос может быть стальным или синтетическим (подробнее см. «Комплектация»), однако в любом случае он с легкостью наматывается на барабан и занимает очень немного места (заметно меньше, чем тот же ремень). А вот в талях данный тип тягового механизма не встречается в принципе.

— Цепной. Стандартный вариант для современных талей. Цепь удобна тем, что ее звенья надежно цепляются за зубчатые шкивы, которые используются в талях.

— Ременной. Довольно редкий вариант, встречающийся в отдельных моделях лебедок — в основном барабанных. Подробнее о достоинствах и недостатках ремня по сравнению с тросом см. «Комплектация — тяговый элемент», а здесь отметим, что при том же размере смотанного барабана данный тип механизма дает меньшую эффективную длину, чем трос: ведь на один оборот приходится не несколько витков троса, а всего один виток ремня. Отчасти именно этим обусловлена слабая распространенность подобных механизмов. К их достоинствам можно отнести то, что благодаря нечувствительности ремней к перегибам ось барабана можно сделать намного...более тонкой, чем в тросовых моделях — а это способствует снижению веса и уменьшению цены всей конструкции. Впрочем, эти преимущества редко имеют принципиальный перевес перед упомянутым недостатком, именно поэтому ременные механизмы и не получили особого распространения.

Грузоподъемность

Собственное тяговое усилие тали/лебедки. Для моделей, укомплектованных внешним подвижным блоком (или допускающим его применение) приводятся характеристики самого агрегата; данные с учетом блока указываются отдельно (см. ниже).

В целом грузоподъемность современных талей и лебедок может быть как небольшой, так и довольно значительной — в отдельных моделях она превышает 5 тонн. Однако при выборе стоит учитывать, что более мощное устройство как минимум обходится дороже. Кроме того, в случае электрических агрегатов повышение грузоподъемности неизбежно приводит к увеличению потребляемой мощности, и многим «тяговитым» моделям требуется уже не 220 В, а 380 В. А оценивая приспособления с ручным приводом (рычажные тали и лебедки, ручные тали, барабанные лебедки), нужно иметь в виду, что грузоподъемность в них указана в расчете на здорового взрослого человека, способного обеспечить достаточное усилие при работе с механизмом.

Общие правила выбора по данному показателю таковы. Для вертикального перемещения предметов грузоподъемность агрегата должна хотя бы на 10 – 15 % превышать максимальный вес предполагаемого груза — это даст дополнительную гарантию на случай неполадок и непредвиденных обстоятельств. Перемещения по горизонтальным и наклонным поверхностям имеют свою специфику; здесь лучше обратиться к подробным рекомендациям, изложенным в специальных источниках. А если лебедка покупается для автомобиля-внедорожника — ее тяга должна...минимум в 2 раза превышать общий вес авто; только в таком случае можно эффективно преодолеть сопротивление грязи, снежной каши и т. п.

Еще раз подчеркнем, что в данном случае речь идет о грузоподъемности без внешнего подвижного блока; так что изложенные выше правила актуальны только в том случае, если агрегат работает без такого приспособления. При использовании блока стоит ориентироваться прежде всего на грузоподъемность с блоком, прямо заявленную в характеристиках. Если же эти данные не указаны, а агрегат имеет блок (или допускает его применение) — стоит исходить из следующего. Подвижный блок позволяет вдвое увеличить фактическое тяговое усилие (ценой уменьшения скорости и дальности перемещения); однако при этом нужно учитывать также собственные ограничения агрегата. Дело в том, что отдельные детали (трос/цепь, барабан и т. п.) могут быть попросту не рассчитаны на тот вес, с которым теоретически способна справиться лебедка/таль в сочетании с блоком. К примеру, модель с собственной тягой в 2 т в при использовании блока дает усилие в 4 т, однако комплектный трос может быть рассчитан всего на 3 т. Эти подробности могут уточняться в документации производителя.

Грузоподъемность с блоком

Грузоподъемность агрегата при использовании внешнего подвижного блока; иными словами — фактическое тяговое усилие, развиваемое талью/лебедкой при использовании такого блока.

Подвижный блок вдвое увеличивает эффективную тягу устройства (ценой снижения скорости и дальности перемещения); однако для нормальной работы и остальные компоненты агрегата (трос, барабан, механизм/двигатель и т. п.) должны быть рассчитаны на увеличенный вес. Впрочем, многие современные устройства (в основном тали) изначально рассчитаны на работу только с блоком; а в других эти моменты обычно учитываются, так что в итоге грузоподъемность с блоком, как правило, получается ровно вдвое большей, чем без него. К примеру, лебедка с собственной тягой в 2600 кг при использовании блока без проблем работает с грузами весом более 5 тонн (если точнее, до 5200 кг). Хотя, разумеется, для полной гарантии данный параметр все равно не мешает уточнить перед использованием.

Общие правила выбора модели по грузоподъемности в данном случае практически те же, что и при использовании без блока. Для вертикального перемещения предметов грузоподъемность агрегата должна хотя бы на 10 – 15 % превышать максимальный вес предполагаемого груза — это даст дополнительную гарантию на случай неполадок и непредвиденных обстоятельств. Перемещения по горизонтальным и наклонным поверхностям имеют свою специфику; здесь лучше обратиться к подробным рекомендациям, изложенным в специальных исто...чниках. А если лебедка покупается для автомобиля-внедорожника — ее тяга должна минимум в 2 раза превышать общий вес авто; только в таком случае можно эффективно преодолеть сопротивление грязи, снежной каши и т. п.

Высота подъема

Максимальное расстояние, на которое таль/лебедка могут переместить груз. Чаще всего такие устройства используются для вертикального подъема, поэтому и данный параметр традиционно называют «высотой подъема»; однако на практике речь вполне может идти и о перемещении по горизонтали.

Подчеркнем, что здесь речь идет о дальности перемещения без дополнительного подвижного блока (для работы с блоком данные указываются отдельно). Поэтому высота подъема обычно равна максимальной длине троса/цепи, поставляемых в комплекте. Выбор по данному показателю достаточно очевиден; отметим только, что агрегаты с большей высотой подъема, при прочих равных, обычно получаются более дорогими, тяжелыми и громоздкими. Так что при выборе стоит учитывать реальные особенности планируемого применения, а не гнаться за максимальными значениями.

Высота подъема с блоком

Максимальное расстояние, на которое таль/лебедка могут переместить груз при использовании внешнего подвижного блока. Чаще всего такие агрегаты используются для вертикального подъема, поэтому и данный параметр традиционно называют «высотой подъема»; однако на практике речь вполне может идти и о перемещении по горизонтали.

Подвижный блок (см. «Комплектация») заметно увеличивает тяговое усилие, однако для его использования комплектный трос/цепь приходится, по сути, складывать вдвое. Поэтому и высота подъема с блоком обычно составляет приблизительно половину от длины троса/цепи и высоты подъема без блока (иногда даже чуть меньше половины — из-за технических особенностей конструкции). К примеру, в лебедке с длиной троса в 12 м эффективная дальность с блоком может составлять 6 м или даже 5,5 – 5,7 м.

Выбор по данному показателю достаточно очевиден; отметим только, что агрегаты с большей высотой подъема, при прочих равных, обычно получаются более дорогими, тяжелыми и громоздкими. Так что при выборе стоит учитывать реальные особенности планируемого применения, а не гнаться за максимальным показателем.

Скорость работы

Скорость перемещения груза, обеспечиваемая талью/лебедкой без внешнего подвижного блока (данные по работе с блоком приводятся отдельно). Указывается исключительно для моделей с электрическим или гидравлическим приводом (см. «Устройство»); для ручного привода уточнять скорость нет смысла, так как она, по сути, зависит только от возможностей пользователя. Также отметим, что речь идет о работе с грузом; скорость холостого хода может уточняться в характеристиках дополнительно.

При выборе по данному показателю стоит учитывать, что более высокая скорость (при той же грузоподъемности) требует более мощного привода, что соответственно увеличивает цену и энергопотребление агрегата, а в гидравлических моделях — выдвигает повышенные требования к мощности гидронасоса. Кроме того, быстрота не всегда желательна с чисто практической точки зрения — для аккуратного и плавного перемещения грузов удобнее небольшие скорости. А с грузоподъемностью данный параметр связан обратной пропорцией: при той же мощности двигателя более высокая скорость будет означать меньшее тяговое усилие. В свете всего этого специально искать «быструю» модель имеет смысл лишь в том случае, если этот момент имеет принципиальное значение — например, если предстоит часто перемещать большое количество грузов за ограниченное время, или если речь идет об автолебедке для гонок по бездорожью, где на счету каждая секунда.

Что касается конкретных показателей, то к «скоростным» можно отнести модели, где данный...показатель составляет 10 м/мин и более. Самые же медленные агрегаты выдают менее 1 м/мин — в основном это автолебедки, в которых за счет этого удалось добиться хорошей тяги при относительно маломощном (а значит — легком и компактном) двигателе.

Отметим также, что применение подвижного блока (см. «Комплектация») снижает скорость работы ровно вдвое. Так что зная собственную скорость агрегата — можно оценить быстроту работы с блоком, даже если она не указана в характеристиках отдельно.

Длина троса / цепи

Рабочая длина троса, цепи или ремня, штатно поставляемого в комплекте с агрегатом. Как правило, длина троса / цепи соответствует высоте подъёма без блока, однако производители могут приводить в характеристиках оба параметра. Делаться это может из разных соображений — например, в расчёте на то, что натягивать трос не обязательно будут именно вертикально, и термин «высота подъёма» является не совсем корректным. А в характеристиках автомобильных и рычажных лебёдок вообще может приводиться только длина троса / цепи — они изначально не рассчитаны на подъём груза вертикально.

Диаметр троса / звена цепи

Диаметр троса, штатно поставляемого в комплекте с устройством; либо, для цепных тяговых механизмов (см. выше) — диаметр проволоки, из которой склёпаны отдельные звенья цепи.

С одной стороны, от данного показателя напрямую зависит прочность тягового элемента; с другой — более толстый трос / цепь и весить будет больше (при прочих равных). Стоит отметить, что производители обычно подбирают данный параметр с таким расчётом, чтобы трос / цепь обеспечил как минимум заявленную грузоподъёмность (см. выше), а нередко — ещё и имел некоторый запас. Поэтому обращать внимание на данный показатель и специально искать цепь или трос потолще стоит прежде всего в тех случаях, когда важно иметь хороший запас на случай нештатных ситуаций — например, если приходится работать при сильном ветре и поднятый груз может раскачиваться, создавая дополнительные нагрузки.

Напряжение питания

Номинальное напряжение питания, необходимого агрегату для нормальной работы.

Отметим, что питание может потребоваться не только электрическому, но и гидравлическому подъёмному механизму (см. «Привод») — во втором случае электроника необходима для управления гидравликой.

— 12 В. 12 вольт — стандартное напряжение бортовой сети легкового автомобиля; соответственно, большинство подобных моделей предназначаются именно для автомобильного применения. Обычно это лебёдки (см. «Устройство»). При этом, учитывая высокую мощность большинства моделей, такое устройство, скорее всего, придётся подключать напрямую к аккумулятору. Впрочем, 12-вольтовые модели могут работать и от стационарной сети 220 В — при наличии блока питания соответствующей мощности.

— 24 В. 24-вольтовые бортовые сети используются во многих грузовых автомобилях, а также некоторых тяжёлых внедорожниках. Таким образом, 24-вольтовые агрегаты тоже чаще всего представляют собой автомобильные лебедки для грузовиков — нередко более мощные и грузоподъёмные, чем 12-вольтовые, в остальном же полностью аналогичные.

— 220 В. Агрегаты, рассчитанные на подключение к бытовой сети 220 В, проще говоря — к обычной розетке. Подобные сети не обеспечивают такой мощности, как 380 В, и слабо подходят для агрегатов высокой грузоподъёмности. Однако при таком питании вполне можно обеспечить мощность до 1800 – 2000 Вт (см. ниже), что соответ...ствует грузоподъёмности порядка 600 – 700 кг без блока. А подключение к 220 В найти, как правило, легче, чем сеть 380 В.

— 380 В. Агрегаты, рассчитанные на сети 380 В. Такие сети отличаются от 220-вольтовых не только напряжением, но и форматом питания. 380 В подходит даже для самых мощных талей/лебёдок, однако встречается заметно реже 220 В— в основном в производственных помещениях. И даже там потребность в высокой мощности имеется сравнительно нечасто. Поэтому и моделей под три фазы выпускается немного.

Потребляемая мощность

Номинальная мощность, потребляемая двигателем электрического агрегата (см. «Привод»).

От энергопотребления напрямую зависит крутящий момент, развиваемое двигателем. Таким образом, более высокая мощность позволяет добиться высоких тяговых усилий и/или высоких скоростей работы (в зависимости от используемого редуктора, см. «Передаточное число редуктора»). С другой стороны, мощный мотор будет иметь больший вес и габариты, да и энергии будет потреблять больше — последнее может быть критично при работе от автомобильного аккумулятора, когда запас энергии ограничен, а также может выдвигать дополнительные требования к особенностям подключения. А высокого тягового усилия можно добиться и с относительно слабым мотором на хорошем редукторе. Соответственно, специально искать агрегат с высокой мощностью стоит в том случае, когда важно сочетание хорошей грузоподъёмности с высокой скоростью работы. И даже в этих случаях стоит смотреть прежде всего на скорость и грузоподъёмность, а по потребляемой мощности оценивать требования к подключению.

Передаточное число редуктора

Передаточное число редуктора или рычага (см. «Привод»), установленного в агрегате. Для моделей более чем с одной скоростью (см. ниже) в данном пункте обычно указывается максимальное передаточное число, на минимальной скорости.

Редукторы как таковые используются в лебёдках (см. «Устройство»), оснащённых собственными двигателями — электрических и гидравлических. Редуктор снижает скорость вращения барабана лебёдки относительно скорости вращения двигателя — за счёт этого пропорционально увеличивается тяговое усилие, обеспечиваемое барабаном. А передаточное число обозначает, во сколько раз скорость вращения барабана снижается данным редуктором. Например, значение 159 означает, что для полного поворота барабана двигатель должен сделать целых 159 оборотов.

Таким образом, чем выше передаточное число — тем «медленнее» редуктор, тем сильнее снижает скорость вращения барабана и тем большую тягу агрегат способен обеспечить при той же мощности двигателя и диаметре барабана. Если же сравнивать модели одинаковой грузоподъёмности, но с разными редукторами, то механизм с большим передаточным числом будет медленнее работать на малых и средних нагрузках, зато быстрее — на высоких, близких к максимуму. Соответственно, выбирать стоит из учёта того, как часто предполагается использовать лебёдку на «тяжёлых» режимах.

Если же говорить о рычажных приводах, то в них передаточным числом называют соотношение веса груза к усилию на рычаге. К примеру, в устройстве с п...ередаточным числом 20 груз весом 120 кг даст усилие на рычаге 120/20 = 6 кг. Здесь, правда, стоит учитывать, что при наличии в комплекте блока (см. ниже) передаточное число может приводиться для работы с блоком; в обычном же режиме оно будет вдвое ниже.

Скорость работы с блоком

Максимальная скорость перемещения груза, обеспечиваемая талью/лебедкой при использовании внешнего подвижного блока. Указывается исключительно для моделей с электрическим или гидравлическим приводом (см. «Устройство»); для ручного привода уточнять скорость нет смысла, так как она, по сути, зависит только от возможностей пользователя. Также уточним, что речь идет о работе с грузом; скорость холостого хода может уточняться в характеристиках дополнительно.

О самом блоке см. «Комплектация». Здесь же отметим, что скорость работы с таким приспособлением неизбежно получается вдвое меньшей, чем без него (если работа без блока вообще допускается конструкцией агрегата). Соответственно, если самые «скоростные» современные тали/лебедки сами по себе выдают порядка 14 – 16 м/мин, то с блоками даже в них скорость не будет превышать 7 – 8 м/мин.

При выборе по скорости (неважно, с блоком или без) стоит иметь в виду, что быстрота работы имеет не только преимущества, но и обратные стороны. Во-первых, при той же грузоподъемности для нее требуется более мощный — а значит, и более дорогой, тяжелый и «прожорливый» — двигатель. Во-вторых, увеличение скорости может негативно сказываться на аккуратности и плавности движения. Так что специально искать «быструю» модель имеет смысл лишь в том случае, если этот момент имеет принципиальное значение — например, если предстоит часто перемещать большое количество грузов за ограниченное время, или если речь идет об автолебедке для гонок по...бездорожью, где на счету каждая секунда.

Комплектация

Дополнительные принадлежности, входящие в комплект поставки тали/лебедки. Это может быть пульт управления (проводной, иногда дополняемый беспроводным), тяговый элемент (стальной или синтетический трос, цепь, ремень), электрокаретка, внешний подвижный блок, а также кейс или сумка для хранения и транспортировки. Вот более подробное описание этих вариантов:

— Пульт управления. Практически обязательный элемент оснащения для устройств с электрическим или гидравлическим приводом: такой агрегат при работе нередко располагается довольно далеко от пользователя, и управление на расстоянии является единственно возможным вариантом. Традиционный тип пульта для лебедок и талей — проводной, он входит в комплектацию любой модели, которая вообще оснащена пультом. Это связано с рядом преимуществ: подобные управляющие устройства просты, недороги, надежны и не зависят от отдельного питания. Правда, провод неизбежно ограничивает подвижность пульта и может создавать другие неудобства. Поэтому в некоторых моделях (в основном автомобильных электролебедках) проводное устройство может дополняться беспроводным. Это, к примеру, позволяет без проблем управлять работой механизма, сидя в салоне внедорожника.

— Тяговый...элемент (цепь, трос, ремень). Тот или иной тяговый элемент практически обязательно входит в комплект поставки. А его тип зависит прежде всего от тягового механизма (см. выше), который, в свою очередь, определяется общим типом устройства. Однако есть и другие нюансы:
  • Цепь. Стандартный тяговый элемент для талей. Цепи более тяжелые и громоздкие, чем тросы, однако именно они лучше всего подходят для зубчатых колес, применяемых в механизмах талей.
  • Трос стальной. Тросы (всех типов) используются в лебедках и аналогичных приспособлениях (таких, как тельферы). Конкретно же стальные изделия отличаются высокой прочностью, позволяющей переносить даже очень высокие нагрузки, а также стойкостью к истиранию и общей надежностью, а стоят заметно дешевле синтетических. Поэтому именно данная разновидность тросов в наше время является наиболее популярной. К недостаткам этого варианта можно отнести прежде всего высокую вероятность появления заусенцев, так что работать с таким тросом, даже новым, крайне желательно в перчатках. Кроме того, металл довольно чувствителен к сильным перегибам, что может создавать проблемы при намотке; а лопнувший стальной трос весьма опасен для находящихся вблизи объектов и людей.
  • Трос синтетический. Еще одна разновидность тяговых элементов для лебедок — тросы, выполненные из синтетических волокон. Современные синтетические тросы (канаты) по грузоподъемности в целом не уступают стальным, при этом имеют ряд преимуществ перед ними. Во-первых, такие изделия заметно легче стальных. Во-вторых, они нечувствительны к заломам и без проблем наматываются на барабан. В-третьих, на канатах не образуется заусенцев. В-четвертых, при разрыве такие тросы не так сильно «выстреливают», как стальные, в этом смысле они намного безопаснее; к тому же порвавшийся канат можно починить в полевых условиях, связав его достаточно надежным узлом. В-пятых, синтетические материалы обычно плавучие, что в случае с автолебедкой может облегчить вытягивание из глубокого водоема. Впрочем, на практике синтетические тросы применяются значительно реже стальных. Одна из главных причин этого — более высокая стоимость, однако этим дело не ограничивается. Прежде всего — канаты менее надежны в плане стойкости к истиранию, ультрафиолету, перепадам температур и другим неблагоприятным факторам. Второй момент заключается в том, что они требуют дополнительного ухода — особенно при постоянном использовании в грязи и пыли (что характерно для тех же автолебедок); без регулярной очистки между волокнами остаются загрязнения, которые постепенно перетирают их и снижают надежность троса.
  • Ремень. Тяговый элемент, встречающийся в отдельных моделях лебедок. О различиях между ременными и тросовыми устройствам в целом см. «Тяговый механизм». Ремень же по свойствам во многом напоминает синтетический трос, однако имеет и свои особенности. Так, он применяется в основном в ручных лебедках общего назначения и практически не встречается в автомобильных моделях. Ремень обычно занимает всю ширину барабана, из-за чего при тех же общих размерах лебедки (в смотанном виде) его длина получается меньшей: каждому обороту барабана соответствует всего один виток ремня. С другой стороны, данный вариант может стать настоящим спасением в некоторых ситуациях, где трос не подходит. К примеру, если тяговый элемент при работе контактирует с посторонним предметом (край стены или оконного проема, импровизированный упор и т. п.) — то трос может быстро протереть в таком предмете борозду, тогда как ремень в этом плане намного более деликатен.

    • — Электрокаретка. Приспособление, позволяющее агрегату перемещаться по горизонтальной балке-направляющей за счет работы электродвигателя. Пользователю при этом не нужно прилагать никаких усилий — достаточно отдавать команды с пульта ДУ. Подобное оснащение встречается исключительно в тельферах (см. «Устройство») — собственно, наличие электрокаретки как раз и является отличительным признаком подобных приспособлений.

      — Блок. Дополнительный подвижный блок, устанавливаемый на рабочую цепь тали или трос лебедки. Напомним, такое приспособление дает двукратный выигрыш в грузоподъемности ценой двукратного уменьшения скорости и высоты подъема. При этом в талях блок нередко делается несъемным и встраивается прямо в штатный крюк для подъема груза ; а вот в лебедках подобное оснащение, как правило, можно снимать и устанавливать по своему желанию.
      Отметим также, что многие устройства, изначально не укомплектованные блоком (в основном лебедки), позволяют докупить его отдельно и использовать по необходимости. Однако для полной гарантии лучше всего приобрести модель, изначально укомплектованную этим механизмом.

      — Кейс (сумка). Приспособление для хранения и переноски, имеющее вид либо жесткого чемоданчика (кейс), либо мягкой сумки. Конкретную разновидность стоит уточнять отдельно, тем более что каждый вариант имеет свои преимущества. Так, кейсы обеспечивают наилучшую защиту — причем как для содержимого, так и для окружающих предметов. Сумки, в свою очередь, не столь громоздки, к тому же при необходимости могут компактно сворачиваться. В любом случае комплектный кейс или сумка намного удобнее импровизированной упаковки.

Скорость работы без нагрузки

Скорость движения троса/цепи, обеспечиваемая агрегатом при работе вхолостую, без груза. Указывается исключительно для моделей с электрическим или гидравлическим приводом (см. «Устройство»); для ручного привода уточнять скорость нет смысла, так как она, по сути, зависит только от возможностей пользователя.

Этот параметр уточняется преимущественно для автомобильных лебедок — электрических агрегатов (см. «Устройство») с напряжением питания в 12 и/или 24 В. Скорость работы без нагрузки позволяет оценить, за какое время можно размотать нужное количество троса (или смотать его обратно, когда лебедка выполнит свою задачу). А обращать внимание на данный показатель имеет смысл лишь в тех случаях, когда быстрота имеет принципиальное значение — например, если лебедку планируется использовать на соревнованиях формата off-road. Для обычного повседневного применения разница между отдельными моделями в данном случае не принципиальна.

Мощность двигателя каретки

Номинальная мощность двигателя каретки определяет скорость перемещения и количество груза, которое может «потянуть» приспособление для передвижений агрегата в горизонтальной плоскости во время работы.