Каталог  /  Инструмент и садовая техника  /  Оборудование и станки  /  Двигатели

Двигатели

Электродвигатель Weishaupt ECK05/F-2, 652044
Gorelco.ru
16 609 ₽
Электродвигатель AACO 8780001 OR 110MV, 21802D3
Gorelco.ru
22 680 ₽
Электродвигатель AACO 8060218 60M
Gorelco.ru
8 292 ₽
Электродвигатель AACO 1-89/2072-32, 75 Вт
Gorelco.ru
7 732 ₽
Электродвигатель AACO 180 Вт, 2180296-CU
Gorelco.ru
21 904 ₽
Электродвигатель AACO 100 Вт MDS1034M1 60M, 21802D9-CU
Gorelco.ru
8 120 ₽
Электродвигатель Weishaupt WM-D90/110-2/1K5, 21510507010
Gorelco.ru
17 080 ₽
Электродвигатель Weishaupt W-D112/170-2/7K0, 21841507010
Gorelco.ru
32 175 ₽
Электродвигатель Weishaupt W-D112/140-2/3K0, 25171707010
Gorelco.ru
22 101 ₽
Электродвигатель Weishaupt ECK06/W-2, 24040007032
Gorelco.ru
26 931 ₽
Электродвигатель Weishaupt ECK05-2, 24130007090
Gorelco.ru
24 329 ₽
Электродвигатель Weishaupt ECK05/W-2, 24031007032
Gorelco.ru
28 453 ₽
Электродвигатель Viessmann 7817238
Gorelco.ru
18 900 ₽
Электродвигатель Viessmann 7826702
Gorelco.ru
22 547 ₽
Электродвигатель Viessmann 7818094
Gorelco.ru
18 415 ₽
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
...
24
25
Двигатели: характеристики, типы, виды

Топливо

Топливо, на которое рассчитан двигатель, определяет многие особенности его конструкции и использования.

— Бензин. Бензиновые двигатели относительно недороги, к тому же заметно проще в эксплуатации, обслуживании и ремонте, чем дизельные, благодаря чему весьма популярны. Их главный недостаток — более высокая цена горючего.

— Дизель. Дизельное топливо (солярка) обходится заметно дешевле, чем бензин, что считается одним из главных достоинств данного типа двигателей. Помимо этого, они имеют хороший КПД и невысокие значения удельного расхода топлива, а также обеспечивают более высокий крутящий момент на малых оборотах, чем бензиновые того же объёма, благодаря чему хорошо подходят для тяжёлых работ. С другой стороны, сами моторы получаются довольно дорогими и сложными в эксплуатации, а для их запуска требуются мощные электростартеры. Как следствие, дизельных двигателей общего назначения выпускается относительно немного, в основном это агрегаты средней и высокой мощности.

— Керосин. Керосиновые двигатели по многим характеристикам и особенностям работы аналогичны описанным выше бензиновым (многим моделям даже требуется небольшое количество бензина для запуска). Основное различие заключается именно в используемом топливе. Керосин обходится несколько дешевле бензина (при закупке оптом), а если горючего нужно сравнительно немного — его можно достать в практически в любом хозяйственно-с...троительном магазине (это нередко оказывается проще, чем ехать на заправку за бензином). Что касается рабочих характеристик, то создатели керосиновых двигателей нередко заявляют для них экономный расход топлива и пригодность к длительной работе под большими нагрузками; однако это связано скорее со специальными конструктивными решениями, чем с характеристиками используемого топлива.

Мощность

Номинальная мощность двигателя в лошадиных силах (по сути — максимальная мощность, которую может выдать агрегат в нормальном режиме работы, без перегрузок). Несмотря на популярность обозначения в ваттах (см. ниже), лошадиная сила (л.с.) до сих пор довольно широко используется для указания мощности двигателей внутреннего сгорания. 1 л.с. приблизительно составляет 735 Вт.

В целом чем мощнее двигатель — тем большую скорость и тяговое усилие он способен развить. С другой стороны, данный показатель напрямую влияет на вес, габариты, а главное — стоимость агрегата, притом что реальная потребность в высокой мощности имеется сравнительно редко. Поэтому выбирать по данному показателю стоит с учётом особенностей планируемого применения; конкретные рекомендации по подбору двигателя под определённую технику и задачи можно найти в специальных источниках. Отметим только, что модели одинаковой мощности могут различаться по скорости и «тяговитости»; подробнее см. «Частота вращения вала».

В целом показатели до 8 л.с. считаются невысокими, до 13 л.с. — средними, более 13 л.с. — высокими.

Мощность

Номинальная мощность двигателя (наибольшая выдаваемая им на нормальном режиме мощность) в киловаттах. Изначально мощность двигателей внутреннего сгорания (ДВС) принято было обозначать в лошадиных силах, однако сейчас нередко встречается также запись в ваттах/киловаттах; это, в частности, облегчает сравнение по мощности ДВС и электромоторов. Одни единицы можно перевести в другие: 1 л.с. приблизительно равна 0,735 кВт.

В целом чем мощнее двигатель — тем большую скорость и тяговое усилие он способен развить. С другой стороны, данный показатель напрямую влияет на вес, габариты, а главное — стоимость агрегата, притом что реальная потребность в высокой мощности имеется сравнительно редко. Поэтому выбирать по данному показателю стоит с учётом особенностей планируемого применения; конкретные рекомендации по выбору двигателя под определённую технику и задачи можно найти в специальных источниках. Отметим только, что модели одинаковой мощности могут различаться по скорости и «тяговитости»; подробнее см. «Частота вращения вала».

Частота вращения вала

Наибольшая скорость вращения вала, обеспечиваемая двигателем. Перед покупкой стоит убедиться, что данный показатель соответствует характеристикам техники, в которую планируется устанавливать двигатель — слишком высокая частота вращения может привести к повреждению рабочего инструмента, узлов трансмиссии и т.п.

Также стоит учитывать, что большая скорость вращения (при той же мощности двигателя и характеристиках передачи) означает меньший крутящий момент, и наоборот. Поэтому этот параметр позволяет сравнивать двигатели по соотношению «скорость/тяга» (правда, только при условии, что они не имеют понижающих редукторов — см. «Функции»).

Еще один важный момент касается асинхронных электродвигателей переменного тока. В таких двигателях в данном пункте приводится частота вращения магнитного поля статора, которая напрямую зависит от числа полюсов (см. выше). А фактическая частота вращения ротора будет заметно ниже, обычно где-то на 9 – 12 %; этот показатель для подобных двигателей приводится в пункте «Фактическая частота вращения вала».

Расположение вала

Штатное рабочее расположение вала двигателя. Для разных видов техники оптимальным будет разное расположение: так, газонокосилки рассчитаны на вертикальный вал, а вот мотоблоки обычно делаются под «горизонтальные» двигатели. В любом случае выбор по данному параметру определяется прежде всего требованиями механизма, для которого покупается двигатель.

Существуют агрегаты со свободным расположением, нормально работающие в любом положении — как горизонтальном, так и вертикальном. Такая универсальность будет особенно полезна, если двигатель планируется переставлять с одного механизма на другой, и может потребоваться разная ориентация вала — либо если агрегат предполагает использование в разных рабочих положениях, и двигатель должен будет нормально переносить наклоны и повороты. Последнее актуально прежде всего для мотокос (бензотриммеров).

Длина вала

Длиной вала принято называть только длину его внешней части, выступающей за корпус двигателя. Оптимальное значение этого параметра зависит от особенностей машины, в которую планируется установить двигатель.

Диаметр вала

Диаметр вала двигателя, точнее — диаметр внешней его части, находящейся за корпусом. Данные о диаметре вала нужны для уточнения совместимости двигателя с механизмом, для которого он покупается.

Сейчас на рынке представлены валы с таким диаметром: 16 мм, 19 мм, 20 мм, 22 мм, 25 мм.

Вращение вала

Направление вращения вала двигателя. Как правило, указывается по тому, в какую сторону вращается вал, если смотреть на него со стороны маховика (с той стороны двигателя, с которой производится отбор мощности). Классическим вариантом считается вращение против часовой стрелки, но встречается и противоположное направление. В любом случае главный критерий выбора по данному параметру — то, на какое направления рассчитана машина, под которую покупается двигатель.

Рабочий цикл

Данный показатель определяется количеством движений поршня (тактов) за один цикл. Отметим, что дизельные моторы (см. «Топливо») на сегодняшний день делаются только четырёхтактными, поэтому ниже речь пойдёт только о сравнении бензиновых ДВС

— Двухтактный. Двухтактная схема работы позволяет создавать относительно простые, недорогие, компактные и в то же время мощные двигатели. С другой стороны, она приводит к повышению шума и расхода топлива, к тому же для заправки используется бензино-масляная смесь, готовить которую нужно вручную (лишь в единичных случаях имеется функция автосмешивания). Из-за этого данный вариант не получил особой популярности.

— Четырехтактный. Четырехтактные двигатели, по сравнению с двухтактными, имеют меньшую мощность на единицу объёма, несколько более сложную конструкцию и, соответственно, стоят дороже. В то же время такие агрегаты просты в эксплуатации, отличаются меньшим уровнем шума и потреблением топлива, а заправка бензина и масла в них осуществляется раздельно.

Рабочий объем

Рабочий объём всех цилиндров двигателя. Как правило, при прочих равных больший объём позволяет добиться более высокой мощности, однако повышает расход топлива и сказывается на габаритах агрегата.

Кол-во цилиндров

Количество цилиндров в двигателе. Данный параметр подбирается производителем с таким расчётом, чтобы рабочий объём (см. выше) оптимально распределялся между отдельными цилиндрами. Поэтому в целом он является второстепенным, и при выборе стоит смотреть не столько на количество цилиндров, сколько на общий уровень двигателя и отдельные практически значимые характеристики — прежде всего топливо, мощность и расположение вала (см. выше). Отметим только, что чем больше объём и выше мощность — тем больше может быть предусмотрено цилиндров.

Сейчас на рынке представлены двигатели с таким количеством цилиндров: 1, 2, 3, 4, 6.

Охлаждение

Способ охлаждения двигателя.

— Воздушное. Охлаждение за счёт воздуха, контактирующего с нагревающимися частями двигателя; также в конструкции часто предусматривается вентилятор, обеспечивающий обдув таких частей и улучшающий отвод тепла. Главными достоинствами воздушного охлаждения являются простота, компактность, минимальная стоимость и в то же время высокая надёжность: в конструкции отсутствуют сложные жидкостные контуры, требующие герметичности, а многие модели способны безопасно проработать довольно длительное время даже при выходе вентилятора из строя (особенно при низких температурах окружающего воздуха). В то же время подобные системы имеют довольно невысокую эффективность и слабо подходят для агрегатов высокой мощности со значительным тепловыделением.

— Жидкостное. Охлаждение за счёт циркуляции воды или специальной жидкости, которая отводит тепло от нагревающихся деталей и рассеивает его в специальном радиаторе. Такое охлаждение отличается высокой эффективностью и хорошо работает даже с наиболее мощными двигателями общего назначения. С другой стороны, жидкостные системы довольно дороги, тяжелы, громоздки, к тому же требуют обслуживания и слежения за герметичностью. А потребность в интенсивном отводе тепла испытывают лишь самые «тяжеловесные» двигатели общего назначения. Как следствие, данный вариант встречается в основном среди моделей с высокой мощностью, для которых воздушного охлаждения было бы недостаточно.

Диаметр поршня

Диаметр поршня двигателя является справочным параметром — на практике эти данные требуются очень редко, как правило, для ремонта и других специфических задач, с которыми рядовой пользователь обычно вообще не имеет дела.

Рабочий ход поршня

Расстояние, которое проходит поршень двигателя от одной крайней точки до другой. В целом является довольно специфической характеристикой и на практике требуется крайне редко (большинству обычных пользователей — вообще ни разу за всю «жизнь» двигателя).

Объем топливного бака

Номинальный объём топливного бака двигателя — то есть наибольшее количество топлива, которое можно туда безопасно залить. Зная расход топлива (см. ниже), по объёму бака можно оценить время работы агрегата на одной заправке — разделив вместимость бака на расход.

Крупные резервуары для горючего, с одной стороны, позволяют долгое время работать без дозаправки, с другой — заметно сказываются на габаритах и весе двигателя. Также отметим, что многие модели допускают дозаправку «на ходу». При выборе объёма бака производители учитывают эти моменты, а также «весовую категорию» и специфику применения двигателя.

Объем масла в картере

Штатный объём масла в картере двигателя, по сути — количество масла, необходимое для нормальной работы агрегата (допускаются и некоторые отклонения, но лишь в небольших пределах). Этот параметр позволяет оценить, сколько масла потребуется для заправки или перезаправки смазочной системы двигателя.

Расход топлива

Номинальный расход топлива при работе двигателя. Этот показатель позволяет оценить прежде всего экономичность агрегата и расходы на его эксплуатацию. А имея данные об объёме топливного бака, можно подсчитать и время непрерывной работы на одной заправке. Стоит, правда, учитывать, что в характеристиках расход топлива обычно указывается для некоего среднего режима работы, и на практике он может быть больше, особенно при применении двигателя в тяжёлых условиях. Тем не менее, по этим данным вполне можно сравнивать разные модели двигателей.

Удельный расход топлива

Удельный расход в данном случае можно описать как количество топлива, расходуемое двигателем за час на 1 кВт вырабатываемой мощности. Чем ниже этот показатель — тем выше КПД двигателя и тем он экономичнее. Данные об удельном расходе особенно удобны для сравнения агрегатов, различающихся по мощности.

Тип запуска

Штатный способ запуска двигателя. Для запуска двигателя внутреннего сгорания требуется проворот коленвала, а разные типы запуска различаются в зависимости от того, каким способом обеспечивается этот проворот:

— Ручной. Запуск за счёт мускульной силы оператора: обычно для проворота вала нужно дёрнуть за специальный тросик, хотя возможны и другие варианты (например, пусковая рукоятка). Ручные системы не требуют аккумуляторов и в целом отличаются простотой, компактностью, невысокой стоимостью и надёжностью; собственно, кроме человека, для запуска ничего не требуется. С другой стороны, процедура получается не очень удобной для самого пользователя: дёргать за тросик нужно довольно сильно и резко, что может оказаться затруднительным, особенно с непривычки. Также отметим, что данный способ малопригоден для мощных тяжёлых двигателей.

— Электростартер. Запуск за счёт отдельного электромотора (стартера), проворачивающего вал. Питание для мотора обеспечивается от специального аккумулятора. Такой способ значительно удобнее ручного, т.к. пользователю, по сути, достаточно нажать кнопку; при этом он пригоден даже для самых «солидных» моторов. В то же время стартер и аккумулятор заметно сказываются на цене, весе и габаритах двигателя, а при севшей батарее вся система становится бесполезной (впрочем, на этот случай может предусматриваться «аварийный» ручной запуск).

Турбонаддув

Наличие системы турбонаддува в конструкции двигателя.

Принцип работы турбонаддува заключается в использовании энергии выхлопных газов для повышения давления топливо-воздушной смеси на входе в цилиндры. За счёт этого можно добиться заметного роста мощности без увеличения рабочего объёма двигателя; да и удельный расход топлива (см. выше) получается меньше, чем у нетурбированного двигателя того же объёма. В то же время технические особенности турбонаддува таковы, что в двигателях общего назначения его имеет смысл устанавливать только в наиболее мощные модели (от 20 л.с.) на дизельном топливе. При этом стоит также учитывать, что подобные агрегаты довольно дороги и сложны в эксплуатации/ремонте.

Функции

— Понижающий редуктор. Приспособление, понижающее обороты вала на выходе из двигателя (относительно той скорости, с которой он вращается непосредственно внутри). Смысл такого понижения заключается в том, что при снижении оборотов пропорционально возрастает вращающий момент и тяговое усилие, что бывает весьма полезно при тяжёлых работах — например, вспашке земли на мотоблоке. Правда, за это приходится платить уменьшением скорости работы.

— Шкив на валу. Наличие шкива на валу пригодится в том случае, если двигатель планируется использовать с ременной передачей. Как правило, шкив можно снять при необходимости.

— Предохранитель электроцепи. Приспособление, защищающее электрические цепи двигателя (а в некоторых случаях — и внешнего оборудования) от повреждений при коротких замыканиях и других подобных неполадках. В случае критического повышения силы тока предохранитель срабатывает, размыкая цепь. Данная особенность встречается преимущественно в моделях с электростартерами (см. «Тип запуска»). Отметим, что предохранители часто делаются одноразовыми и после срабатывания требуют замены.

— Счетчик моточасов. В моточасах измеряют общее время работы двигателя, с этим параметром связано множество рекомендаций по обслуживанию, ремонту и профилактике. Счётчик моточасов избавляет от необходимости самостоятельно вести учёт...времени работы.

— Катушка освещения. Небольшой генератор, работающий от вращения вала двигателя. Предназначается в основном для питания фар и других осветительных приборов — габаритов, поворотников и т. п. Наличие катушки освещения позволяет обойтись без внешних источников питания при подключении таких приборов.

Уровень шума

Уровень шума, производимого двигателем при работе. Данный параметр является довольно приблизительным, т.к. в характеристиках обычно указывается некое среднее значение. А в некоторых ситуациях (например, резком возрастании нагрузки на валу) шум может заметно усиливаться. Также не стоит забывать, что узлы и механизмы машины, в которой установлен двигатель, также производят определённый шум, который добавляется к шуму двигателя. Тем не менее, чем меньше шума выдаёт мотор — тем, как правило, комфортнее его использование.

Уровень шума принято измерять в децибелах; это нелинейная величина, поэтому оценивать громкость проще всего по сравнительным таблицам, которые можно найти в специальных источниках. Самые «тихие» двигатели общего назначения выдают порядка 70 дБ, это можно сравнить с проездом грузовика на расстоянии 8 – 10 м; самые громкие — чуть меньше 100 дБ (шум поезда метро).

Макс. крутящий момент

Максимальный крутящий момент, развиваемый двигателем при работе. Отметим, что такой показатель обычно достигается только на определенных оборотах — этот нюанс может уточняться в характеристиках.

Крутящий момент можно упрощенно описать как усилие, выдаваемое двигателем на вал. Чем выше это усилие — тем более «тяговитым» является мотор, тем лучше он преодолевает сопротивление и справляется с высокими нагрузками. Значение крутящего момента напрямую связано с мощностью. К примеру, для моделей на 5 л.с. и менее крутящий момент до 10 Нм считается вполне нормальным показателем, двигатели на 4 – 7 л.с. выдают от 10 до 20 Нм, а значения в 20 Нм и более встречаются в агрегатах мощностью не менее 8 л.с. В то же время двигатели одинаковой мощности могут различаться по фактическому усилию. Так что данный показатель неплохо характеризует возможности агрегата в сравнении с аналогами.

Стоит сказать, что многие считают крутящий момент более достоверным и наглядным параметром, чем мощность: последняя может указываться по разному (номинальная, максимальная и т.п.), тогда как крутящий момент — характеристика вполне однозначная.

Степень сжатия

Степень сжатия, обеспечиваемая двигателем.

Степенью сжатия называют соотношение полного объема каждого цилиндра (надпоршневого пространства при крайнем нижнем положении поршня) к объему камеры сгорания (надпоршневого пространства при крайнем верхнем положении поршня). Проще говоря, данный параметр описывает, во сколько раз уменьшается надпоршневое пространство при перемещении поршня из нижней точки в верхнюю.

Более высокая степень сжатия, с одной стороны, способствует повышению эффективности двигателя и позволяет добиться большей мощности (по сравнению с аналогами того же объема) и меньшего расхода топлива (по сравнению с аналогами той же мощности). С другой стороны, при увеличении степени сжатия повышается также вероятность детонации («стука в двигателе»), что выдвигает повышенные требования к качеству горючего.

Наименьшая степень сжатия, встречающаяся в современных двигателях, составляет около 5,6:1, наибольшая — порядка 19:1.

Тип вала

Тип вала, точнее — тип крепления под ступицу, предусмотренного на хвостовике вала.

Напомним, ступицей называют деталь с отверстием, которая надевается на вал; именно через эту деталь вращение передается на механизм, с которым используется двигатель. Общее правило в данном случае таково: тип вала должен соответствовать типу крепления на ступице, иначе нормальная работа будет невозможна. В наше время встречаются агрегаты с валами под шпонку, под шлиц, под конус и под резьбу. Вот более подробное описание каждого из вариантов:

— Шпонка. Соединение с использованием шпонки — продолговатой детали, размещенной в специальном продольном пазу. Если точнее, то пазов два: один располагается на валу, другой — на ступице, а шпонка плотно устанавливается в пространстве, образованном пазами, и соединяет вал и ступицу. Такие соединения просты и в то же время вполне функциональны, благодаря чему широко распространены и встречаются в двигателях всех ценовых и «весовых» категорий. С другой стороны, шпоночное соединение менее надежно, чем шлицевое, и хуже подходит для работы на высоких оборотах и/или больших нагрузках.

— Шлицы. Соединение на основе шлицов — продольных прорезей. Чаще всего их на валу делается шесть, и посадочное место на ступице имеет соответствующую форму — в виде характерной звездочки. Шлицевое соедине...ние сложнее и дороже шпоночного, а большое количество прорезей снижает прочность вала и его приходится делать более толстым. Однако само соединение получается очень надежным, так как оно равномерно распределяет нагрузку при вращении. Поэтому именно шлицы рекомендуются для работы на высоких нагрузках.

— Конус. Вал с хвостовиком в виде конуса (сужающийся к концу), в центре которого выполнено отверстие с внутренней резьбой. Применяется довольно редко, в основном на довольно мощных агрегатах — от 7 л.с. и выше.

— Резьба. Хвостовик цилиндрической формы с наружной резьбой. Достаточно специфический вариант, не получивший особого распространения — в частности, из-за того, что резьба по мере использования склонна ослабляться от вибраций, а для соединения и разъединения хвостовика и ступицы могут потребоваться значительные усилия.

Внутренняя резьба вала

Диаметр внутренней резьбы на валу двигателя (точнее, на его наружном торце). Эта информация может понадобиться для успешного использования двигателя с некоторыми механизмами и приспособлениями. Может указываться как реальное значение в миллиметрах (10 мм), так и маркировкой (5/16-24UNF, M8 и т.п.).

Ток катушки освещения

Параметр силы тока катушки освещения определяет значение мощности, которая выдаётся на фары, габариты, поворотники и другое внешнее осветительное оборудование. При достаточном уровне мощности фары на борту условного мотоблока светят бесперебойно и ярко. Ежели мощности узла недостаточно, свет будет мигать при работе силового агрегата на низких оборотах.

Напряжение питания

Номинальное напряжение, на которое рассчитан электродвигатель.

Отдельно продаваемые электродвигатели чаще всего рассчитаны на стандартные напряжения бытовых и промышленных сетей — 220 В, 380 В, изредка 660 В. При этом число вольт в данной характеристике определяет не только напряжение как таковое, но и тип сети: 220 В — однофазные, 380 В и 660 В — трехфазные. Встречаются также агрегаты с 2 вариантами напряжения — 220/380 В и 380/660 В. Рассмотрим каждый случай подробнее:

— 220 В. Ключевым преимуществом этого варианта можно назвать широкую распространенность сетей 220 В. В то же время далеко не каждый двигатель из этой категории можно подключать прямо к розетке — агрегатам более чем на 3 кВт может потребоваться соединение напрямую со щитком. Кроме того, даже довольно «слабый» мотор может иметь высокий пусковой ток, недопустимый для бытовой сети. В целом строго под 220 В делаются в основном относительно маломощные двигатели, причем в довольно небольшом количестве; большее распространение получили модели на 380 В и 220/380 В.

— 380 В. Трехфазные сети 380 В можно назвать «производственными» — в противовес «бытовым» однофазным на 220 В. Подобное подключение редко можно встретить в домашнем хозяйстве, зато оно чрезвычайно распространено на промышленных объектах, в цехах, мастерских и т. п. Такие сети без особых проблем переносят высокие токи (в том числе перегрузки при пусках); а учет затраченной электроэнергии получается более точным, чем в однофаз...ных сетях 220 В. Благодаря всему этому трехфазное питание, по сути, оптимально подходит для электродвигателей; оно широко распространено и встречается даже в маломощных агрегатах, для которых, в теории, вполне хватило бы и 220 В.

— 660 В. Довольно редкая разновидность трехфазных сетей, применяемая в основном на «тяжелых» производствах — шахтах, карьерах, металлургических комбинатах и т. п. Соответственно, двигатели под такое напряжение в большинстве своем отличаются высокой мощностью — от 11 кВт и более. Впрочем, агрегатов строго под 660 В выпускается мало — большее распространение получили модели с 2 вариантами напряжения, 220 В и 380 В.

— 220 / 380 В. Двигатели, способные работать на двух вариантах напряжения — 220 В и 380 В. Для этого используются разные схемы подключения — «звезда» (с возможностью переключения на «треугольник») для 380 В и «треугольник» на 220 В. Стоит учитывать, что для работы от 220 В потребуется установка в цепь питания дополнительного оборудования — как минимум пускового конденсатора, а обычно еще и рабочего. Тем не менее, способность работать от двух видов сетей в некоторых случаях может стать настоящим спасением.

— 380 В/660 В. Трехфазные электродвигатели, в которых напряжение 660 В используется для запуска, а 380 В — для постоянной работы. К сетям 660 В такой двигатель подключается по схеме «звезда» — напомним, ее основным достоинством является мягкий старт. А когда агрегат достигает рабочих оборотов — происходит переключение на 380 В, подведенные по схеме «треугольник», что позволяет развить максимальную мощность. Подчеркнем, что именно второй вариант (380 В «треугольником») является основным рабочим режимом подобных моторов. А подключать их нужно через дополнительное оборудование, которое обеспечивает переключение напряжений; подробнее об этом можно узнать в специальных источниках.

Степень защиты

Степень защиты от влаги и загрязнений, обеспечиваемая корпусом двигателя. Указывается по стандарту IP двумя цифрами, при этом первая (от 1 до 6) означает стойкость к проникновению посторонних предметов и пыли, а вторая (от 1 до 9) — защиту от влаги. Подробную расшифровку этих обозначений можно найти в дополнительных справочных материалах, здесь же отметим, что чем больше цифра — тем выше уровень защиты. К примеру, маркировка IP22 соответствует защите от предметов толщиной 12,5 мм и более (таких, как пальцы), а также стойкости к каплям, падающим под углом до 15° от вертикали; а степень защиты IP55 уже означает пылезащищенность с полной защитой от посторонних предметов, а также защиту от водяных струй с любого направления.

Класс изоляции

Класс изоляции определяет стойкость к нагреву изоляционных материалов, использованных в двигателе. Именно максимально допустимая температура нагрева является основным критерием отнесения изоляции к тому или иному классу. В электродвигателях можно встретить такие обозначения:

— Класс E. Самый низкий из классов, актуальных в данном случае. Не предполагает высоких нагрузок, максимальная температура нагрева — 120 °С.
— Класс B. Достаточно распространенный класс, предполагающий допустимую температуру до 130 °С.
— Класс F. Самый высокий из классов, широко применяющихся в электродвигателях. Допускает нагрев до 155 °С.
— Класс H. Очень высокий класс. Встречается довольно редко, в основном в моторах, предназначенных для шахтного оборудования, электротранспорта и другой техники, работающей в тяжелых условиях со значительными нагрузками. Максимальная температура нагрева — 180 °С.

Климатическое исполнение

Климатическое исполнение определяет, в каких окружающих условиях можно эксплуатировать двигатель. Здесь учитывается как температурный режим, так и общие особенности места установки.

Данный параметр обозначается двумя символами: буквой, обозначающей температурный режим, и цифрой, описывающей категорию размещения. На отечественном рынке наибольшее распространение получили двигатели в исполнении «У», то есть для умеренного климата (с диапазоном температур от -45 °С до +40 °С). Вот конкретные варианты, которые можно встретить в продаже:

— У1. Возможность работы в умеренном климате на открытом воздухе.
— У2. Возможность работы в умеренном климате в условиях, соответствующих наружным, но без воздействия солнца и осадков: под навесом, в слабо изолированном помещении и т. п.
— У3. Возможность работы в умеренном климате в закрытых помещениях без вентиляции, отопления и других видов искусственной регулировки климата.

Схема соединения

Схема соединения, используемая трехфазным электрическим двигателем.

Схема соединения описывает, каким образом катушки двигателя необходимо подключать к отдельным фазам питания. В современной электротехнике стандартно используются схемы «звезда (Y)» и «треугольник (Δ)». А для некоторых двигателей указываются сразу обе схемы — «220 В (Δ) / 380 В (Y)» или «380 В (Δ) / 660 В (Y)». Каждый из этих вариантов имеет свои особенности, рассмотрим их подробнее:

— Звезда (Y). При такой схеме подключения начало каждой катушки подключается к своей фазе, а концы соединяются вместе в одной нейтральной (никуда не подключенной) точке. На электрической схеме такие катушки похожи на лучи, расходящиеся в стороны от нейтральной точки — отсюда и название. Главным достоинством «звезды» является мягкий старт: пусковые токи при такой схеме получаются заметно ниже, чем при «треугольнике», снижается нагрузка на сеть, да и раскручивание вала происходит не так резко. С другой стороны, при таком подключении двигатель не может развить полную мощность — его реальная мощность оказывается где-то в полтора раза ниже максимально возможной.

— Треугольник (Δ). При такой схеме катушки подключаются непосредственно между фазами: одна катушка подключается к фазам 1 и 2, вторая — к 2 и 3, третья — к 3 и 1. Неоспоримым достоинством «треугольника» является то, что лишь при таком подключении двигатель способен развить номинальную мощность, заявленную в характеристиках. Платой за этой являют...ся высокие пусковые токи и, соответственно, нагрузки на сеть при старте и резкий рывок вала при запуске.

— 220 В (Δ) / 380 В (Y). Электродвигатели, рассчитанные на работу от двух видов сетей — однофазных 220 В и трехфазных 380 В. Подключение к 3 фазам осуществляется традиционной «звездой», причем во многих моделях допускается переключение на «треугольник» после выхода на режим (этот момент стоит уточнять отдельно). А вот для однофазных 220 В сетей применяется «треугольник» с дополнительным оснащением. Чаще всего в качестве такого оснащения применяется пара конденсаторов — один пусковой, второй рабочий, однако возможны и другие варианты; все эти подробности описаны в специальных источниках.

— 380 В (Δ) / 660 В (Y). Электродвигатели, использующие подключение «звездой» при работе от сетей 660 В и «треугольником» — от 380 В. В отличие от описанного выше варианта «220 / 380 В», данный способ используется не для питания мотора от разных типов сетей, а для объединения преимуществ разных схем в одном агрегате. Выглядит это так: двигатель, через специальную управляющую аппаратуру, подключается одновременно и к 380 В, и к 660 В. Более высокое напряжение используется для запуска: схема «звезда» позволяет осуществить его наиболее мягко и плавно. А после выхода на режим двигатель переводится на питание от 380 В, подключенных «треугольником» — это позволяет ему развить максимальную мощность. Стоит учитывать, что в идеале время работы в процессе разгона не должно превышать 90 с, а нагрузка — 30 %.

Материал обмотки

Материал, из которого изготовлены провода, используемые в обмотке двигателя.

— Алюминий. Главными преимуществами алюминия являются доступность и невысокая стоимость; кроме того, этот материал довольно легкий. В то же время он несколько уступает меди по электротехническим и практическим свойствам: имеет более высокое сопротивление, сильнее нагревается при работе, а также менее надежен (алюминий не очень ковкий, что повышает вероятность растрескивания проводов на обмотке). В целом свойств данного материала вполне достаточно для работы на сравнительно невысоких нагрузках; если же надежность и «выносливость» имеют решающее значение — от алюминиевой обмотки лучше отказаться.

— Медь. Едва ли не идеальный материал для обмоток двигателей, с точки зрения рабочих характеристик. Медь имеет отличную проводимость (ее сопротивление почти в 2 раза ниже, чем у алюминия) и хорошую пластичность (перегибы проводов не приводят к трещинам), она не особо греется при высоких нагрузках, да и остывает быстро. Так что медные обмотки получаются практичными, надежными и долговечными. Основной недостаток, мешающий их повсеместному применению — высокая стоимость электротехнической меди. Кроме того, этот материал отличается довольно значительным весом.

Крепление электродвигателя

Способ крепления к опоре и/или к исполнительному механизму, предусмотренный в электродвигателе.

Прежде всего отметим, что цифры в скобках обозначают индексы данного типа соединения по международному стандарту IM. При этом конкретный индекс двигателя стоит уточнять по официальным документам, так как от него зависят особенности установки. Если точнее, речь идет от третьей цифре: если это «0» (к примеру, «1001»), то двигатель может размещаться только горизонтально, а «8» (например, «3081») означает возможность монтажа еще и в вертикальном положении. А вот конкретные способы крепления двигателей:

— Лапы (1001/1081). Лапы представляют собой относительно небольшие выступы на корпусе двигателя, дополненные отверстиями под болты (обычно по 1 на лапу). Опорная поверхность при такой установке получается параллельной оси ротора. Лапы могут делаться съемными — для того, чтобы можно было обеспечить максимально удобный доступ к контактам агрегата. В любом случае это наиболее простой и распространенный способ крепления, встречающийся в моторах практически любой мощности.

— Фланец (3001/3081). Фланец в данном случае — это неподвижный диск с монтажными отверстиями, закрепленный на двигателе со стороны вала; центр фланца совпадает с осью вращения вала, а опорная поверхность при таком креплении оказывается перпендикулярной этой оси. Фланцевое крепление используется в основном в сравнительно маломощных и легких двигателях, хотя возможны и исключения. С пр...актической точки зрения оно позволяет добиться высокой точности соединения вала двигателя с компонентами исполнительного механизма, однако уступает креплению на лапах по надежности и устойчивости.

— Лапы и фланец (2001/2081). Сочетание обоих описанных выше способов в одном агрегате. Данный вариант характерен в основном для мощных тяжелых двигателей промышленного класса, а при установке таких агрегатов предполагается использовать одновременно и лапы, и фланец — это обеспечивает высокую надежность, необходимую в подобных случаях, и в то же время способствует точности соединения.

Электродвигатель

Базовые параметры электрического двигателя.

Современные электродвигатели делятся на категории в первую очередь по роду используемого тока. По этому показателю выделяют агрегаты переменного (АС), постоянного (DC) тока, а также универсальные AC/DC. При этом AC-двигатели по формату работы делятся на синхронные и асинхронные, а последние могут быть рассчитаны на разное число фаз. DC-двигатели, в свою очередь, разделяют на коллекторные и бесколлекторные, и первая разновидность может иметь разные способы подключения катушек. Рассмотрим эти момент подробнее

Переменного тока (AC) Электродвигатели переменного тока удобны тем, что их можно напрямую подключать к электросетям. Разумеется, для этого двигатель должен совпадать с сетью по напряжению и числу фаз — однако большинство AC-моделей выпускаются именно с расчетом на подключение к сети 220 В или 380 В. Еще одно преимущество заключается в том, что подобному агрегату не нужен коллектор или специальные управляющие схемы — переменный ток, необходимый для работы любого электромотора, поступает извне.

По общему типу двигатели переменного тока делятся на:

— Синхронные. Синхронными называют моторы, в которых частота вращения магнитного поля в статоре (неподвижной части) совпадает с частотой вращения ротора (подвижной части). Такие двигатели отличаются высокой мощностью и эффективностью, они нечувствительны к перепадам напряжения, а скорость вращения вала остается практически постоянной нез...ависимо от нагрузки на него. С другой стороны, синхронные агрегаты сложны, дороги, не очень долговечны, а также плохо переносят частые пуски и остановки. Как следствие, данный вариант в наше время применяется сравнительно редко — в основном в специфическом оборудовании, для которого описанные преимущества принципиально важнее недостатков.

— Асинхронные. В асинхронных двигателях ротор вращается медленнее, чем магнитное поле статора. Это связано с физическими особенностями процессов, протекающих в таком двигателе. Асинхронные моторы распространены заметно шире синхронных — благодаря простоте, надежности, долговечности и способности без проблем переносить частые включения/отключения. К их недостаткам можно отнести снижение скорости вращения при росте нагрузки, а также сравнительно высокую чувствительность к перепадам напряжения.
По числу фаз выделяют такие виды асинхронных двигателей переменного тока:
  • • Однофазные. Моторы под однофазные сети, обычно с напряжением 220 В. Такие сети распространены шире, чем трехфазные, однако плохо подходят для питания нагрузки с высоким энергопотреблением. Поэтому однофазные моторы в целом имеют сравнительно невысокую мощность. При этом модели до 3 – 3.5 кВт, как правило, можно питать от обычной розетки, а вот более мощные агрегаты требуют подключения напрямую к щитку.
  • • Трехфазные. Моторы под трехфазные сети 380 В, реже — 660 В. Стоит учитывать, что многие подобные агрегаты допускают два формата подключения — «звездой» или «треугольником» (подробнее см. «Схема подключения»). Как бы то ни было, трехфазные сети считаются промышленным стандартом: они намного лучше переносят высокие нагрузки, чем однофазные, и могут применяться даже для весьма «прожорливого» оборудования, включая электродвигатели высокой мощности. В то же время в продаже можно встретить и сравнительно скромные агрегаты под данный формат питания. В таких случаях актуальным становится другое преимущество: трехфазное подключение позволяет эффективнее расходовать энергию и точнее вести ее учет, чем однофазное.
  • • Двухфазные. Чаще всего такие двигатели используют трехфазное подключение (2 фазы из 3), однако технически их вполне возможно запитывать и от однофазных сетей. Конкретный тип питания в каждом случае стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, двухфазные двигатели — это агрегаты, оснащенные двумя обмотками, расположенными перпендикулярно друг дружке. Одна из обмоток подключается к сети напрямую, вторая — через так называемое фазосдвигающее устройство — конденсатор или резистор — с таким расчетом, чтобы поступающий на нее ток был сдвинут по фазе на 90° относительно первой обмотки. Одним из достоинств двухфазных двигателей является возможность точной регулировки оборотов и вращающего момента; однако в целом такие устройства применяются на практике довольно редко, для отдельных специфических задач.

Постоянного тока (DC) Электродвигатели постоянного тока применяются в основном там, где невозможно или нецелесообразно использовать агрегаты переменного тока. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, DC-моторы не могут работать напрямую от сети — им нужны выпрямительные схемы. Во-вторых, такие агрегаты сложнее и дороже двигателей переменного тока — в конструкции приходится предусматривать коллектор или электронный регулятор для распределения тока по обмоткам. При этом коллекторные двигатели создают шум, искры и электромагнитные помехи; а бесколлекторные, в свою очередь, еще более сложны и дороги. К однозначным преимуществам моторов этого типа можно отнести прежде всего удобство в регулировке. Так, для изменения мощности достаточно изменять ток, идущий через обмотки (тогда как при переменном токе нужно использовать так называемый частотный преобразователь, регулирующий частоту тока). Кроме того, имеется еще несколько моментов: линейные рабочие характеристики, широкий диапазон регулировки, точность управления, простота реверсирования и т. п. Также постоянный ток более энергоэффективен, чем переменный.

Двигатели постоянного тока, как упоминалось выше, делятся на коллекторные и бесколлекторные:

— Коллекторные. В подобных агрегатах за распределение тока по обмоткам отвечает механическое приспособление — так называемый щеточно-коллекторный узел. Коллектор выглядит как набор контактных пластин, прикрепленный по окружности ротора; а неподвижные контакты, через которые к этим пластинам подводится ток, называются щетками. При вращении ротора пластины коллектора по очереди контактируют со щетками, за счет чего напряжение подается именно на нужную в данный момент обмотку. Двигатели такой конструкции проще и дешевле бесколлекторных, благодаря чему и получили наибольшее распространение. С другой стороны, щеточно-коллекторный узел является источником шума, искр и радиопомех; из-за постоянного трения щетки имеют ограниченный срок службы; да и по энергоэффективности такие моторы уступают бесколлекторным.
Коллекторный (щеточный) двигатель может предусматривать разные способы подключения обмоток статора (возбуждения) и обмоток ротора (якоря). По этому показателю подобные агрегаты делят на такие категории:
  • • С последовательным возбуждением. В подобных двигателях обмотки статора и ротора включены последовательно, одна за другой. По мере роста тока скорость вращения такого двигателя снижается нелинейно (по гиперболической кривой, если построить график), а крутящий момент — опять же нелинейно (по параболе) возрастает. В целом подобные агрегаты имеют высокий крутящий момент при запуске, а также хорошо переносят высокие нагрузки, включая перегрузки. Поэтому они незаменимы в тяжелых условиях работы; в частности, именно моторы с последовательным возбуждением обычно устанавливают в лифты, подъемные краны, локомотивы и т.п. Однако стоит учитывать, что двигатель с последовательным возбуждением нельзя запускать вхолостую, без нагрузки — возможен критический рост оборотов, что чревато авариями.
  • • С параллельным возбуждением. Двигатели, в которых обмотки статора и ротора подключены параллельно к одному источнику питания. В таких двигателях скорость вращения при росте тока снижается, а тяговый момент — возрастает в линейной зависимости (прямые линии на графике). Кроме того, ток возбуждения (ток в статоре) не зависит от тока нагрузки (тока в обмотке ротора). На практике это облегчает регулировку скорости и пускового токов — в частности, под каждый из этих параметров можно использовать свой регулировочный реостат. Отметим, что такие моторы также нельзя запускать на холостом ходу; а источник питания двигателя с параллельным возбуждением должен иметь стабильное напряжение — подключать подобный агрегат к сети через простейший выпрямитель, к генератору и т. п. нельзя.
  • • Со смешанным возбуждением. Двигатели, имеющие 2 типа обмоток возбуждения — с последовательным и с параллельным подключением относительно обмотки ротора. Меняя соотношение токов в таких обмотках, можно изменять рабочие характеристики такого двигателя, приближая его к «последовательным» или к «параллельным» агрегатам. Еще одно достоинство подобной схемы — возможность безопасной работы на холостом ходу. К ее недостаткам можно отнести повышенную сложность и, как следствие, увеличенную стоимость.
  • • С постоянными магнитами. Двигатели, имеющие только один комплект обмоток — на роторе. Роль обмоток возбуждения выполняют неподвижные постоянные магниты. (Подчеркнем, что здесь речь идет о двигателях постоянного тока; постоянные магниты могут применяться и в агрегатах переменного тока, однако они в данную категорию не входят). Подобная конструкция по ряду причин применяется в основном в сравнительно небольших и маломощных моторах, устанавливаемых, в частности, в сервоприводы.

— Бесколлекторные (brushless). Они же «вентильные» (технически эти термины не совсем тождественны, однако в просторечии эту разницу часто опускают). Двигатели постоянного тока, не имеющие механического щеточно-коллекторного узла — его роль выполняет электронный блок, управляющий подачей тока на обмотки. Эта особенность обеспечивает целый ряд преимуществ перед коллекторными моторами: высокую надежность и долговечность, простоту обслуживания, отсутствие искр (а значит — возможность применения во взрыво- и пожароопасных средах), высокий КПД, обширные возможности по регулировке оборотов, а также стойкость к перегрузкам. Главными недостатками подобных двигателей являются сложность и высокая стоимость; так что применяют их в основном там, где использование более простых коллекторных моторов недопустимо или не оправдано.

AC/DC Они же «универсальные». По сути — коллекторные двигатели постоянного тока, допускающие также возможность работы от переменного. Используют последовательное возбуждение обмоток, а конструкция оптимизирована таким образом, чтобы изменение полярности при пульсации напряжения не влияло на направление вращения. Такие двигатели можно встретить, в частности, в электроинструменте и в качестве тяговых на локомотивах.

По сравнению с традиционным коллекторным двигателем универсальный имеет такие преимущества: возможность прямого включения в сеть переменного тока, сравнительно низкие пусковые и перегрузочные токи (и, соответственно, сниженные нагрузки на сеть), очень простая схема управления оборотами и возможность продолжать работу даже при выходе этой схемы из строя. Недостатками являются сравнительно низкий КПД и несколько меньший крутящий момент.

Если же сравнивать универсальный мотор с асинхронным (переменного тока), то здесь можно выделить такие преимущества: независимость от частоты сети, высокая скорость, способность стартовать даже под высокой нагрузкой, возможность регулировки оборотов/тяги простым изменением напряжения, а также небольшие размеры. Из недостатков можно назвать наличие коллектора, со всеми связанными с ним нюансами (сниженная надежность, шум, искрение, электрические помехи), а также нестабильность оборотов. Впрочем, последняя далеко не всегда является недостатком.

Режим рабочего цикла

Режим рабочего цикла электродвигателя определяет периодичность включения агрегата — а именно длительность рабочих циклов (под нагрузкой) и пауз между ними (с выключением или работой вхолостую, без нагрузки). Стандарты, применяемые в электродвигателях, предусматривают три таких формата:

— S1. Так называемый продолжительный режим. Двигатель допускает непрерывную работу под нагрузкой в течение столь длительного времени, что за это время он успевает нагреться до стабильной температуры (фактическое значение температуры зависит от нагрузки).

— S2. Режим, называемый «кратковременным». Двигатель предполагает включение под нагрузкой на сравнительно небольшие промежутки времени, за которые он не успевает нагреться до установившейся температуры; за время пауз агрегат остывает до температуры окружающего воздуха. Стандартные периоды включения составляют 10, 30, 60 и 90 минут, конкретное значение указывается в характеристиках — например, «S2 – 60 мин».

— S3. «Повторно-кратковременный» режим, объединяющий в себе особенности двух описанных выше вариантов. Двигатель не успевает нагреться до постоянной температуры, а за время паузы не успевает полностью остыть. Периодичность включений указывается в процентах от стандартного рабочего цикла, составляющего 10 минут: например, маркировка «S3 – 60 %» означает, что двигатель может непрерывно работать до 6 минут, а перерывы между включениями, соответственно, должны составлять не менее 4 минут. Есть и более специфическ...ие нюансы использования двигателей с режимом S3, с ними можно ознакомиться в специальных источниках.

Номинальный ток

Номинальный ток электродвигателя — это ток, потребляемый агрегатом при работе в штатном режиме (на полной мощности).

Номинальный ток определяет два основных момента: мощность двигателя и нагрузку, создаваемую им на электросеть. Чем выше мощность (при том же напряжении) — тем, неизбежно, выше будет ток, потребляемый агрегатом, и больше нагрузка на сеть или другой источник питания. А выбирая по данному параметру, стоит помнить, что пусковой ток электродвигателя обычно в разы выше номинального (насколько именно — зависит от типа мотора). Подробнее этот момент описан в специальных источниках; здесь же отметим, что снизить фактический пусковой ток можно при помощи дополнительного оборудования.

КПД

Коэффициент полезного действия электродвигателя.

КПД представляет собой выраженное в процентах соотношение между полезной мощностью двигателя (механической мощностью на валу) и потребляемой электрической (номинальной) мощностью. Номинальная мощность всегда выше полезной из-за того, что часть потребляемой энергии неизбежно идет на потери (трение, нагрев, перемагничивание и т. п.); так что и КПД в принципе всегда будет меньше 100 %.

Чем выше процент в данной характеристике — тем эффективнее агрегат, тем ниже потери и тем больше потребляемой им энергии идет на полезную работу. Правда, на разных режимах фактический КПД будет разным (он склонен снижаться при повышении нагрузки); в характеристиках указывают некое среднее значение, рассчитанное по специальным формулам. Тем не менее, двигатель с бОльшим коэффициентом полезного действия и на практике окажется более эффективным и экономичным, при прочих равных. Обратной стороной этого преимущества, скорее всего, окажется более высокая цена.

Рабочая температура

Диапазон температур воздуха, в котором допускается эксплуатировать двигатель.

Этот параметр напрямую связан с климатическим исполнением (см. выше). В то же время маркировка по климатическому исполнению далеко не всегда очевидна; поэтому в характеристиках нередко напрямую уточняют диапазон рабочих температур. Напомним, для климатической категории «У», наиболее популярной на отечественном рынке, он составляет -45...+40 °С.

Рабочая влажность

Максимальная относительная влажность воздуха, при которой допускается эксплуатация двигателя.

Повышенная влажность плохо сочетается с электрическими приборами: такие условия способствуют коррозии и повышают вероятность замыканий. Поэтому большинство электродвигателей имеет ограничения по максимальной относительной влажности, допустимой во время работы. Впрочем, для агрегатов на отечественном рынке этот параметр чаще всего составляет порядка 80 %; подобные условия в умеренном климате обычно достигаются или в очень сырую погоду, или в помещениях вроде закрытых бассейнов.

Отметим также, что большинство современных электромоторов вполне способны перенести кратковременное (до нескольких часов) использование при влажности, превышающей допустимую. Однако даже такого применения крайне желательно избегать, не говоря уже о постоянной работе в излишне сырых условиях.

Высота вращения оси

Один из размеров электродвигателя — расстояние между центром оси вращения ротора и основанием, на которое установлен агрегат (без учета прокладок для регулировки высоты).

Высота вращения оси регламентируется ГОСТами и другими стандартами, так что это значение производители выбирают не наобум, а из списка стандартных вариантов. Стоит отметить, что в некоторых двигателях данная высота меньше, чем наружный диаметр корпуса или крепежного фланца. В итоге такой агрегат, возможно, придется устанавливать в проеме или углублении между двумя опорами, либо же (если речь идет о фланце) на краю опорной поверхности, чтобы фланец оказался за этим краем.

Количество полюсов

Количество полюсов, предусмотренное в конструкции асинхронного двигателя. Для трехфазных моделей учитывается количество на каждую фазу.

Минимальное число полюсов на 1 фазу электродвигателя — 2, меньше просто физически невозможно. А вот большее количество вполне встречается — 4, 6, 8 и даже более. С практической точки зрения от этого параметра зависит скорость вращения двигателя, причем чем больше полюсов — тем ниже скорость. Для частоты 50 Гц список выглядит так:

— 2 полюса — 3000 об/мин;
— 4 полюса — 1500 об/мин;
— 6 полюсов — 1000 об/мин;
— 8 полюсов — 750 об/мин.

Стоит отметить, что в асинхронных двигателях фактическая скорость вращения вала будет меньше приведенных ниже оборотов (из-за так называемого скольжения ротора относительно магнитного поля статора). Подробнее см. «Фактическая частота вращения вала».

Длина сердечника

Длина сердечника электродвигателя.

Как правило, в данном случае учитывается длина сердечника статора (неподвижной части двигателя). Напомним, сердечник — это основа, на которую наматываются катушки. В наше время встречается три стандартных варианта по длине этой основы:

— A — небольшая длина;
— B — средняя;
— C — большая.

В целом данный параметр не оказывает принципиального влияния на характеристики двигателя, однако отчасти определяет его установочный размер (см. ниже). Впрочем, жесткой зависимости здесь нет: в разных сериях двигатели с одним установочным размером могут иметь разную длину сердечника, и наоборот.

Номинальная частота

Частота сети переменного тока, на которую рассчитан двигатель AC.

В большинстве стран мира (включая постсоветское пространство) сети переменного тока работают на частоте 50 Гц. Соответственно, именно на эту частоту рассчитано и большинство электродвигателей под такие сети. Другой вариант — 60 Гц — нашел распространение в основном в Северной и Южной Америке, так что на отечественных рынках двигатели с такой номинальной частотой практически не встречаются.

Отметим, что само по себе несовпадение по частоте принципиально не мешает использовать агрегат: рабочие характеристики двигателя будут несколько отличаться от заявленных, но и только. Подробнее об этом см. в специальных источниках.

Фактическая частота вращения вала

Наибольшая реальная скорость вращения ротора в асинхронном электродвигателе переменного тока.

Напомним, такие двигатели называют асинхронными из-за несовпадения скоростей: ротор вращается медленнее, чем магнитное поле статора. Поэтому фактические обороты вала неизбежно оказываются ниже номинальных, а в характеристиках часто уточняются два параметра — номинальная скорость (приводится в пункте «Частота вращения вала»), и реальная. Само собой, при выборе по оборотам обращать внимание нужно в первую очередь на фактическую скорость вращения вала.

Соответствие ГОСТам

ГОСТы и другие официальные стандарты, которым соответствует двигатель. Такое соответствие дает дополнительную гарантию как относительно общего качества изделия, так и относительно правдивости характеристик, указанных в описании. К примеру, если заявленный ГОСТ описывает классы шумности — то и фактический уровень шума не будет превышать значений, предусмотренных приведенным в характеристиках классом.

Класс уровня шума

Класс уровня шума, которому соответствует электродвигатель.

Стоит учитывать, что данный параметр описывает не фактическую «громкость» агрегата, а то, насколько тихим он является по сравнению с моделями аналогичной мощности на аналогичных оборотах. Каждый класс уровня шума предусматривает целую таблицу конкретных значений, в которой учитываются мощность двигателя, фактические обороты и даже класс защиты корпуса. К примеру, мотор класса 1 мощностью в 2,5 кВт на скорости 1000 об/мин должен шуметь не громче 81 дБ при защите корпуса IP22 и не громче 74 при защите IP44, а для 1500 об/мин эти значения составят уже 85 дБ и 77 дБ соответственно. Сами таблицы можно найти в специальных источниках, здесь же отметим, что всего выделяют пять классов уровня шума:

— 0. Наиболее шумные агрегаты. Сюда, помимо прочего, относятся двигатели с режимами рабочего цикла S2 и S3 (кратковременный и повторно-кратковременный), а также некоторые специфические разновидности асинхронных моторов.

— 1. Класс, соответствующий двигателям общего назначения, его можно назвать стандартным.

— 2. Класс двигателей со слегка сниженной шумностью — в частности, за счет применения малошумных подшипников и вентиляторов. Предусматривает уровень звука на 5 дБ ниже соответствующих показателей класса 1.

— 3. Двигатели с заметно пониженной шумностью — в том числе за счет использования вентиляционных глушителей. Выдают шум на 10 дБ ниже аналогов класса 1 (и на 5 дБ ниже ана...логов класса 2).

— 4. Наиболее «тихий» класс — двигатели в звукоизолирующих кожухах. По громкости уступают классу 1 на 15 дБ, классам 2 и 3 — на 10 дб и 5 дБ соответственно.

Установочный размер

Установочный размер электродвигателя в данном случае приводится по длине станины (корпуса). В наше время встречается три стандартных варианта длины: S — малая, M — средняя, L — большая.

От этого параметра зависят требования к месту установки агрегата. Отметим, что отчасти установочный размер связан с длиной сердечника, однако жесткой зависимости здесь нет: один и тот же размер станины может предусматривать разные варианты по длине сердечника, и наоборот. А вот если в характеристиках указывается только один из этих размеров — это означает, что в данной серии двигателей второй неизменен (например, двигатели, промаркированные размером M, выпускаются только с длиной сердечника B).