Каталог  /  Авто и мото  /  Автозвук и электроника  /  Автомониторы
Популярные модели
Автомониторы: характеристики, типы, виды

Установка

— На торпедо. Автомониторы, предназначенные для установки на приборной панели автомобиля, обычно сверху. Такой монтаж накладывает определённые ограничения по размерам экрана (см. «Диагональ): в пространство между панелью и лобовым стеклом поместится не всякий экран, особенно если речь идёт о машине современной конструкции с сильно наклонённым лобовым стеклом. Потому диагональ таких моделей обычно не превышает 10", а перед покупкой желательно убедиться, что желаемая модель впишется по габаритам. Мониторы с установкой на торпедо рассчитаны в основном на просмотр с передних сидений; в частности, они популярны у водителей такси — как в роли телевизоров, так и для работы с автоматизированными системами распределения заказов.

— Потолочный. Автомониторы, рассчитанные на установку на потолке салона. При такой установке не требуется вписывать устройство в жёсткие рамки по размерам, а потому, если Вы ищете вариант с экраном побольше, стоит обратить внимание именно на потолочные модели — на этот тип установки рассчитаны практически все автомониторы с диагональю дисплея более 10,1" (хотя есть и более компактные варианты). Автомониторы данного типа рассчитаны преимущественно на пассажиров задних сидений — с передних просмотр будет неудобен, а то и вообще невозможен. Соответственно, этот вариант можно рекомендовать тем, кто часто путешествует с пассажирами сзади — например, для семейных авто. Ещё один вариант...использования — пассажирские автобусы и микроавтобусы. Впрочем, из этого правила имеется исключение — компактные устройства, монтируемые над приборной панелью и предназначенные для помощи водителю (например, при работе с навигатором или камерой заднего вида).

— В подголовник. В данном случае подразумевается установка монитора в подголовник переднего кресла; часто такие модели продаются в виде готовых подголовников, устанавливаемых на место штатных. Само собой, видеть такое изображение смогут только пассажиры на расположенных сзади сидениях. Вследствие этого, по назначению такие мониторы аналогичны потолочным (см. выше), однако имеют свои особенности. Во-первых, размер экрана (см. «Диагональ») в этом случае не превышает 10", а во-вторых, с комфортом смотреть на экран может только пассажир, сидящий прямо за передним креслом (тогда как потолочный экран виден всем почти одинаково). А потому этот вариант можно назвать «экраном на одного». Среди моделей с монтажом в подголовник выпускаются не только одиночные экраны, но и парные комплекты, рассчитанные на установку сразу в оба подголовника. Однако по ряду причин такие устройства подходят скорее для авто представительского класса; для обычного бытового использования на несколько человек намного удобнее будет потолочный монитор.

— На подголовник. Мониторы, которые устанавливаются на подголовник. Ключевым отличием от описанных выше моделей является возможность установки и снятия их со своего места. Таким образом автомонитор можно монтировать по необходимости и в случае неисправности не требуется трудоемкий демонтаж, как в случае выше.

— В зеркало. Невзирая на название, большинство автомониторов данного типа не устанавливаются непосредственно в имеющееся зеркал — они сами представляют собой зеркала заднего вида со встроенными экранами, которые крепятся в салон вместо штатных, на то же крепление. Другой вариант — накладка на само штатное зеркало — встречается гораздо реже. Этот тип устройств характеризуется небольшими диагоналями и предназначен преимущественно для вывода служебной информации: видео с камер заднего вида, данных о входящем/исходящем телефонном звонке (некоторые модели могут использоваться в роли Bluetooth-автокомплекта) и т.п. Впрочем, возможность просмотра видео в таких моделях тоже может предусматриваться — это может пригодиться в пробках и во время долгих остановок.

— На подлокотник. Модели, устанавливаемые на подлокотник кресла — обычно при помощи П-образного крепления, которое к тому же делается поворотным и позволяет скрывать монитор с глаз, когда он не нужен. Подобный способ установки требуется редко, поэтому особого распространения он не получил.

— На лобовое стекло. Автомониторы, которые по своей конструкции и креплению максимально схожи с навигаторами, только предельно просты и главным назначением подобных устройств является вывод информации со вспомогательных камер, датчиков (парктроник). Таким образом необходимая информация постоянно перед глазами.

Диагональ

Размер экрана автомонитора по диагонали в дюймах. Чем больше экран — тем крупнее изображение на нём и тем легче его смотреть с большого расстояния. В то же время большие дисплеи требуют соответствующего количества места для установки, что может быть критично в стеснённых условиях салона авто. Да и смотреть на крупный экран вблизи не всегда удобно.

Для большинства типов автомониторов (см. «Установка») оптимальной считается диагональ от 7" до 10". В то же время потолочные модели могут значительно превышать этот показатель, достигая 15" и даже больше. Устройства же для установки в зеркало, наоборот, имеют небольшие дисплеи на 3-4" (большего для них и не требуется). Если же в характеристиках монитора-зеркала указан большой экран на 7-10", чаще всего это означает вытянутый в ширину дисплей, изображение на котором делится на 2-3 части (например, для одновременной трансляции с разных парковочных камер).

Разрешение

Разрешение экрана автомонитора обозначает количество светящихся точек (пикселей), из которых складывается видимое изображение. Записывается оно обычно двумя цифрами, обозначающими размер в пикселях по горизонтали и по вертикали. В данном случае можно сказать, что чем выше этот показатель — тем более чёткое и детализированное изображение способен обеспечить монитор. Особенно это важно для больших экранов (см. «Диагональ»), на которых зернистость от невысокого разрешения была бы особенно заметна. Кроме того, для просмотра кино в высоком качестве, детализированных фотографий и другого подобного контента также рекомендуются соответствующие дисплеи — иначе все изначальные преимущества «картинки» могут быть сведены на нет.

Сенсорный

Наличие у автомонитора сенсорного экрана, подобного тем, что используются в смартфонах и планшетах. Такой экран играет роль отдельного органа управления: отдавать команды устройству можно прикосновениями к значкам на самом дисплее. Это часто бывает удобнее, чем пользоваться «классическими» кнопками, кроме того, обеспечивает дополнительные возможности — например, работу со специальными программами или даже игры (как на том же планшете).

Поворотный дисплей

Возможность поворота дисплея автомонитора из стороны в сторону. Благодаря этому можно расположить экран в положении, наиболее удобном для всех зрителей, повернув его вправо или влево. Эта функция чаще всего встречается в потолочных моделях (см. «Установка»), изредка — при крепеже на торпедо. А вот в мониторах, монтируемых в подголовник или в зеркало, она не используется вообще. Причем если в первом случае поворачивать экран попросту незачем, то во втором такая возможность имеется, однако её обеспечивает не конструкция монитора, а штатное крепление для зеркала, поэтому для подобных моделей поворотная конструкция и не указывается.

Зеркальный переворот изображения

Возможность перевернуть изображение, выдаваемое на экран автомонитора, получив зеркальное отражение «картинки». Модель с данной функцией пригодится тем, кто планирует использовать монитор с камерой заднего вида: зеркальный переворот обеспечивает на мониторе изображение, идентичное привычной картине в зеркале заднего вида. Если же этой функции нет, необработанное изображение будет сбивать водителя с толку: из-за особенностей установки камер заднего вида будет создаваться впечатление, что авто поворачивает в сторону, противоположную повороту руля. Впрочем, многие камеры способны самостоятельно «зеркалить» изображение; поэтому специально искать монитор с подобной возможностью имеет смысл лишь в том случае, если выбранный «глазок» не обеспечивает переворота.

Входы

— AV-вход (композитный). Комбинированный вход для подключения к автомонитору внешнего источника аудио- и/или видеосигнала в аналоговом формате. Полноразмерный композитный интерфейс предполагает наличие 3 разъёмов RCA — один для видео и два под левый и правый канал звука. Однако в автомониторах могут встречаться и «урезанные» версии — например, с 2 разъёмами RCA (видео + монофонический звук) или даже с одним «тюльпаном», только для передачи видео. Кроме того, в компактных моделях (в частности, монтируемых вместо зеркала, см. «Установка») данный вход может использовать разъём 3.5 мм mini-Jack. В любом случае композитный интерфейс является одним из самых распространённых, он поддерживается даже устаревшей видеотехникой, однако имеет довольно скромные характеристики и непригоден для работы с HD-видео. Впрочем, последнее критично лишь для наиболее крупноформатных автомониторов — именно в них встречаются высокие разрешения, показатели более мелких моделей заметно скромнее.

— Линейный. Аналоговый вход для подключения к автомонитору внешнего источника аудиосигнала — например, портативного плеера или DVD-проигрывателя. Благодаря этому можно транслировать звук либо через собственный динамик монитора (при наличии такового, см. «Функции и возможности»), либо через подключённую к нему аудиосистему или наушники (см. «Выходы»).

— Для камеры заднего хода. Отдельный вход для подключения к автомонитору камеры заднего хода. Отметим, что название этих камер является довольно условным, т.к. они могут устанавливаться не только сзади, но и спереди или по бокам. В любом случае подобные устройства помогают водителю видеть мёртвые зоны, которые нельзя увидеть из салона ни напрямую, ни через зеркало. При этом «задняя» камера обычно включается автоматически, при включении задней передачи, и изображение с неё передаётся на экран независимо от того, что там показывалось до этого (фильм, заставка и т.п.). Входом для камеры оснащаются исключительно модели, рассчитанные на просмотр с водительского места; чаще всего он встречается в автомониторах с установкой в зеркало, реже — в моделях для торпедо, и в единичных случаях — в устройствах с другим типом монтажа (см. «Установка). Для эффективного использования камеры заднего вида может понадобиться функция «зеркального переворота изображения» (подробнее см. выше).

— HDMI порт. HDMI фактически является наиболее популярным современным аудио- и видеоинтерфейсом. Он предусматривает передачу сигнала в цифровом формате и позволяет работать с видео высокого (в последних версиях — ультравысокого) разрешения, а также многоканальным звуком. Наличие такого входа в автомониторе даёт возможность подключать к нему различные внешние источники сигнала — например, ноутбуки, для которых выход HDMI является практически обязательным, или смартфоны, в которых данный интерфейс тоже встречается.

Выходы

— AV-выход (композитный). Выход для передачи с автомонитора аудио- и видеосигнала в аналоговом виде, обычно через кабели с разъёмами RCA, но есть и другие варианты (подробнее см. «Входы — AV-вход»). При таком подключении сам монитор играет роль источника сигнала, а воспроизводит его другое устройство, подключённое к AV-входу. Например, модель с портом USB (см. «Мультимедиа») можно подключить к стационарному телевизору с более крупным экраном, и автомонитор в этом случае будет играть роль медиа-центра, обеспечивающего воспроизведение с USB. Композитный интерфейс, используемый в AV-выходах, не поддерживает многоканального звука (максимум — стерео) и не способен работать с HD-видео; в то же время он чрезвычайно популярен в видеотехнике и совместим со многими устаревшими стационарными телевизорами, включая даже кинескопные.

— Линейный. Выход для передачи аналогового аудиосигнала с монитора на внешнюю аудиосистему — например, портативную акустику. А при наличии линейного входа в автомагнитоле звук можно транслировать через неё на колонки автомобиля. Данный разъём встречается даже в моделях, оснащённых собственными динамиками (см. «Функции и возможности»): внешнее оборудование часто обеспечивает более качественный звук, чем встроенное.

— На наушники. Выход для подключения к автомонитору проводных наушников; обычно это ст...андартный mini-jack 3.5 мм, применяемый в большинстве современных «ушей» всех ценовых категорий. Наушники могут пригодиться в ситуациях, когда трансляция звука на весь салон нежелательна — например, если в машине спит маленький ребёнок, или если звук может отвлекать водителя. Кроме того, они позволяют слышать звук с монитора даже в том случае, если параллельно работает основная акустика авто. Благодаря этому можно одновременно смотреть видео и слушать магнитолу — например, если ребёнок хочет посмотреть в дороге мультики, а родители предпочитают музыку.

Функции и возможности

— Bluetooth. Технология беспроводной связи, созданная для прямого соединения между собой различных устройств на относительно небольшом расстоянии — порядка нескольких метров (хотя в специфических случаях радиус действия может достигать и 100 м). Существует множество протоколов Bluetooth, каждый из которых отвечает за определённые функции данного соединения; набор этих протоколов (и, соответственно, функций) в разных моделях автомониторов может быть разным. Так, довольно популярным вариантом является применение в роли автокомплекта для громкой связи: для этого мобильный телефон соединяется с монитором по Bluetooth, и при разговоре используются микрофон и динамики монитора (или внешняя акустика, к которой он подключён). Это позволяет вести беседу, не держа телефон в руке, что облегчает управление автомобилем. Кроме этого, может предусматриваться трансляция звука на с автомонитора на беспроводные наушники/гарнитуры (или наоборот, с внешнего устройства — на монитор), дистанционное управление со смартфона и др.

— FM-трансмиттер. Наличие у автомонитора встроенного передатчика FM-диапазона. При наличии автомагнитолы с FM-тюнером (а он устанавливается практически во все магнитолы) трансмиттер позволяет с лёгкостью вывести звук с монитора на акустическую систему автомобиля: достаточно настроить FM-тюнер магнитолы на частоту трансмиттера. Ещё один вариант — использовать портативный FM-приёмник или иной г...аджет с FM-тюнером (MP3-плеер, мобильный телефон) в качестве беспроводных наушников. Мощность FM-трансмиттера невелика (чтобы не создавать помех окружающим), но её вполне хватает на дистанции в несколько метров.

— Встроенные динамики. Наличие у автомонитора собственного динамика или динамиков. Эта функция избавляет от необходимости подключать устройство к внешней акустической системе или пользоваться наушниками, портативной акустикой и иным подобным оборудованием — воспроизводить звук можно на самом мониторе. В то же время мощность собственных динамиков обычно невысока, что следует учитывать при установке в крупный транспорт вроде автобусов.

— Плафон с подсветкой. Наличие в конструкции автомонитора собственных ламп освещения. Эта функция встречается исключительно в моделях потолочного типа (см. «Установка»), т.к. для их монтажа может потребоваться удаление штатного осветительного плафона авто. Собственный плафон монитора в этом случае его заменит.

— Пульт ДУ. Наличие пульта дистанционного управления в комплекте поставки автомонитора. Эта функция пригодится в первую очередь для пассажиров на заднем сидении: для управления им не придётся тянуться к кнопкам на корпусе монитора. Также отметим, что при наличии дополнительных функций управление ими часто бывает удобнее вынести именно на пульт, а на панели самого монитора оставить лишь базовые регулировки; этот принцип часто используется в моделях среднего и топового уровня.

— Подключение ИК-наушников. Возможность использования с автомонитором беспроводных наушников, подключаемых по инфракрасному каналу. Назначение таких наушников аналогично обычным проводным (см. «Выходы — Наушники»), однако они не имеют собственно провода, ограничивающего подвижность и путающегося под руками, за счёт чего намного удобнее. Радиус действия ИК-передатчика, установленного в монаторе, обычно составляет несколько метров. Из недостатков: ИК-наушники работают только при прямой видимости, а также требуют собственного питания от батареек или аккумуляторов, которые приходится периодически менять или подзаряжать. Сами наушники чаще всего необходимо приобретать отдельно, хотя в некоторых моделях они могут входить в комплект поставки.

— Автозатемнение зеркала. Наличие в автомониторе автоматической системы, автоматически затемняющей зеркало заднего вида при необходимости. По очевидным причинам данная особенность встречается только в моделях, устанавливаемых на зеркала заднего вида (см. «Установка»). Смысл автозатемнения заключается в том, чтобы уменьшить яркость интенсивного светового потока, попадающего в глаза водителя — например, «приглушить» свет мощных фар идущего сзади автомобиля. Таким образом можно не только повысить общий комфорт вождения, но и избежать ослепления, чреватого аварией. Данная функция встречается в отдельно выпускаемых зеркалах заднего вида, однако часто бывает удобнее (и дешевле) оснастить штатное зеркало накладкой-монитором.

— Подключение выносной антенны. Внешняя антенна значительно улучшает качество приёма радиовещания и эфирного ТВ. Стоит принимать во внимание, что конструкции антенн различаются не только для радио и ТВ, но и для различных диапазонов и форматов в том и другом случае. А потому выбирать внешнюю антенну нужно с учётом её целевого назначения.

Питание

— От прикуривателя (12В). Питание автомонитора от бортовой сети автомобиля — либо через гнездо прикуривателя, традиционно используемое в качестве «розетки» для различной автомобильной электроники, либо через отдельный разъём, предусмотренный в салоне помимо прикуривателя. Такой монитора может работать, пока есть напряжение в сети, в т.ч. даже при выключенном двигателе — от бортового аккумулятора (однако злоупотреблять этим не стоит, дабы не разрядить батарею в самый неподходящий момент).

— Встроенный аккумулятор. В данном случае подразумевается питание автомонитора от собственного аккумулятора (а не автомобильного). Этот вариант даёт максимальную автономность и свободу перемещения: устройство само по себе имеет всё необходимое для работы и не требует подключения к сети. Соответственно, подобный монитор можно использовать не только как автомобильный, но и как переносной — например, при выезде на природу его можно снять и временно использовать вне салона авто. Главным недостатком данного варианта можно назвать ограниченность заряда аккумулятора: время автономной работы обычно составляет несколько часов, затем батарею снова придётся заряжать, иногда довольно долго. Вследствие этого аккумуляторные модели иногда дополняются питанием от прикуривателя (см. выше) и/или от сети 220 В (см. ниже) — это позволяет экономить заряд батареи для случаев, когда других вариантов питания нет.

— От сети (220В). Возможность питания от обычной бытовой розетки 220 В. Такую мо...дель можно использовать не только в авто, но и в помещениях — например, на даче, где нет постоянного телевизора, или в гараже. Отметим, что выпускать автомониторы, где данный вариант является единственным, нет смысла: бортовые сети авто имеют рабочее напряжение 12 В постоянного тока, и «в отрыве от розетки» устройство было бы бесполезным. Поэтому этот вариант обычно является вспомогательным и дополняет один из вышеописанных типов питания.

Мультимедиа

— Wi-Fi. Наличие в мониторе модуля беспроводной связи Wi-Fi позволяет поддерживать классическое подключение к Wi-Fi точкам доступа для выхода в Интернет. Или же способствует соединению, к примеру, со смартфоном для дистанционного управления и обмена различными данными. Конкретный способ работы Wi-Fi уточняйте отдельно для каждой модели.

— MirrorLink/AirPlay. Данные технологии разработаны для взаимодействия устройства со смартфоном/планшетом. Рабочий стол подключенного устройства выводится на экран монитора и управление можно осуществлять непосредственно с него, держа смартфон при этом в сумке или кармане. Для Android заявлена технология MirroLink для Apple соответственно AirPlay, но в автомониторах они преимущественно идут в паре.

— 3G/4G ready. Возможность подключения к автомонитору внешнего модема для мобильных сетей. Такие модели подойдут тем, кто не уверен, нужна ли ему будет дополнительная Интернет связь. Можно приобрести монитор, не переплачивая за встроенный модем, а при необходимости докупить адаптер отдельно.

— FM-тюнер. Устройство для приёма радиопередач FM-диапазона. В этом диапазоне вещает абсолютное большинство современных «городских» музыкальных радиостанций, в частности потому, что он позволяет передавать стереозвук. Соответственно, автомонитор с FM-тюнером пригодится любителям...слушать такие станции.

— CD/DVD плеер. Наличие у автомонитора встроенного проигрывателя оптических дисков CD и DVD. Эта функция позволяет слушать музыку и смотреть фильмы с дисков, не используя никакого вспомогательного оборудования вроде портативных плееров, магнитол и т.п. Установка такого оборудования может быть связана с целым рядом проблем, а то и вообще недоступна; поэтому часто бывает удобнее купить монитор со встроенным плеером.

— USB-вход. Наличие входа USB позволяет подключать к автомонитору различные внешние носители с соответствующим разъёмом — прежде всего портативные «флэшки», но также это могут быть внешние жёсткие диски, внешние картридеры (о картридере см. ниже) и даже смартфоны и фотокамеры. Таким образом можно воспроизводить информацию (видео, музыку, а иногда — и фото) с этих носителей напрямую, без какого-либо дополнительного оборудования.

— Картридер. Наличие у автомонитора устройства для чтения карт памяти. Такие карты широко используются в качестве носителей информации в современной портативной технике, в частности фото- и видеокамерах. Картридер позволяет воспроизводить информацию с карт памяти напрямую — таким образом Вы сможете, например, посмотреть на мониторе фотографии с семейного мероприятия или видео, заснятое видеорегистратором авто. В некоторых случаях подобный формат работы с носителями удобнее, чем подключение самой камеры или внешнего картридера через USB (см. выше) — главное, чтобы монитор поддерживал соответствующий формат карт памяти.

— Аналоговый ТВ-тюнер. Устройство для приема эфирных телепередач аналогового формата. Несмотря на развитие цифровых стандартов, этот тип еще популярен в странах СНГ, в частности в Украине и России. А потому для просмотра ТВ аналоговый ТВ-тюнер может оказаться весьма кстати. Отдельно отметим, что наличие ТВ-тюнера (аналогового или цифрового, см. ниже) является обязательным для автотелевизоров и их ключевым отличием от автомониторов.

— DVB-T тюнер. Устройство для приёма эфирных телепередач в цифровом формате DVB-T2. Главным преимуществом цифрового телевещания в целом является высокое качество изображения, которое к тому же не зависит от силы сигнала: «картинка» и звук либо есть в полноценном качестве, либо отсутствуют вообще. Да и стойкость к помехам у цифровых стандартов значительно выше, чем у аналоговых. В то же время конкретно DVB-T постепенно сходит со сцены, уступая более продвинутому DVB-T2: в частности, национальные сети цифрового вещания в Украине и России строятся именно на основе DVB-T2 и не совместимы с тюнерами DVB-T. А потому специально искать телевизор с тюнером данного типа стоит лишь в том случае, если Вы точно знаете о наличии цифрового вещания DVB-T в Вашем регионе.

Операционная система

Программная прошивка на основе ОС Android значительно расширяет возможности автомонитора, фактически превращая его в портативный компьютер. Автомониторы на Android а не только содержат обширный набор ПО, но и позволяют устанавливать дополнительные приложения весьма разнообразного назначения. А разнообразие версий свидетельствует об актуальности прошивки и ее технической оснащенности.

IPS матрица

IPS матрица характеризует уровень экрана высоким качеством цветопередачи и широким цветовых охватом. Автомониторы с IPS экраном способны отобразить картинку более живой и насыщенной красками, что принесет большее удовольствие при просмотре видео.

Оперативная память

Объем оперативной памяти (RAM), установленной в автомониторе.

В целом этот объем подбирается производителем таким образом, чтобы устройство могло нормально справиться с задачами, которые для него заявлены. С другой стороны, при прочих равных большее количество RAM, как правило, означает большую скорость работы. Особенно же этот параметр важен, если модель работает под ОС Android: такая прошивка допускает установку дополнительных приложений, которые могут иметь довольно высокие требования к объему RAM.

Встроенная память

Объем памяти, установленной в автомониторе для хранения содержимого в устройстве. Больший размер особенно актуален с учетом того, что современные модели допускают установку дополнительных приложений, расширяющих возможности — а для этих приложений тоже требуется место. Однако стоит не забывать, что на систему устройства так же требуется место. А производители под объемом могут указывать как общее значение, так и именно свободную память, рассчитанную для установки приложений.

Процессор

Название модели процессора (CPU) позволяет найти подробные данные по конкретному CPU и оценить его уровень и общие возможности. Это особенно актуально в свете того, что эти возможности зависят не только от числа ядер и тактовой частоты, но и от специфических нюансов конструкции.

Что же касается количества ядер, то под данным понятием подразумевается часть процессора, выполняющая один поток команд. Соответственно, наличие нескольких ядер позволяет работать с несколькими потоками одновременно, что положительно сказывается на производительности. Теоретически большее число ядер позволяет повысить эффективность процессора. Однако на практике производительность CPU зависит от такого количества дополнительных факторов, что количество ядер на этом фоне является чисто справочным параметром.

Частота процессора определяет, какое количество операций за секунду может совершить CPU. Соответственно более высокая частота говорит о повышенной вычислительной мощности. Однако фактическое быстродействие процессора, как и в случае с ядрами, зависит и от других факторов.

Не стоит также забывать, что возможности всей системы зависят не только от CPU, но и от объёма оперативной памяти, используемой операционной системы и ряда других характеристик. А производители обычно подбирают такие процессоры, которые позволяли бы устройствам нормально справляться со всеми основными задачами.